Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Православная вера», Саратов

Мы в ответе за тех, кого оттолкнули

На дверях иконной лавки одного из саратовских храмов я увидела следующее объявление: «Женщинам без платка и в брюках, мужчинам в шортах вход в храм воспрещён!». Стало не просто грустно — больно. Призывать к соответствию внешнего облика храмовой культуре можно и нужно, наверное. Но стоит ли делать это в такой вот нетерпимой и категоричной форме? Не лучше ли просто попросить человека в следующий раз одеться по-другому?

Кто приводит человека в храм? Бог, пути Которого неисповедимы. Вправе ли мы, люди, вторгаться в этот процесс, иначе говоря: того, кого Он привел, не пускать?

Девчонка в джинсах, да и косынки у неё с собой нет, но для неё настал момент истины, и она впервые переступает порог храма. А мы ей — простите уж за такую резкость — с размаху по лицу: вход воспрещён! Тут ведь возможны самые драматичные варианты.

Обиженная нашим объявлением девчонка развернётся, уйдёт от православного храма... А на соседней улице к ней подойдёт её ровесник либо ровесница. И с широкой улыбкой пригласит её на собрание церкви Объединения, она же секта Муна. И там, в этой секте, никто не попрекнёт девочку ни джинсами, ни даже самой смелой маечкой — там её примут такой, какова она есть.

Может быть и хуже. И петлю себе на шею может надеть человек, не справившись с личным кризисом. Войди он в тот день, в тот вечер под своды храма, постой хоть десять минут — глядишь, и отхлынула бы чёрная волна, и отодвинулась бы роковая черта. Но вот беда: не так был одет, не пустили!

Что важнее, в конце концов: одежда или душа человеческая? Мы в ответе за тех, кого мы оттолкнули. Мы не должны перекладывать всю вину — вину за то, что они не в Церкви, не в Православии — на них самих. Горько об этом говорить, но оттолкнули мы многих.

Почему-то именно на Троицу, именно в этот светлый праздник, да ещё в моем любимом храме — не буду его называть — имел место случай, крайне меня огорчивший. Во время богослужения за моей спиной раздался резкий женский голос:

— Чей ребёнок?!

Я обернулась. Женщина средних лет сжигала взглядом малыша лет шести, который, на мой взгляд, не делал ровно ничего плохого и никому не мешал.

— Мой...— испуганным шёпотом откликнулась молодая женщина, державшая на руках ещё и младшего сына.

— Он у вас левой рукой крестится!!!

Я попыталась вмешаться: не беда, мол. Он же маленький ещё. Подрастёт — разберётся, какой рукой креститься. А сейчас важно, чтоб в нём вера была. Не осквернит же нам это дитя храм, в конце концов! Не вменит же Господь это во грех ребёнку!.. Но во время Божественной литургии дискуссии в храме вести не будешь. Меж тем бдительная прихожанка, совершенно упоённая своей праведностью (вернее, правильностью), испепеляла гневным взглядом уже не только ребёнка, но и меня. А мама бедного мальчика... Мама была обезкуражена и расстроена вконец. Расстроена именно тем, что её сын сделал что-то плохое в церкви и получил за это порицание... Ребёнок же совсем растерялся и, скорее всего, будучи от природы левшой, на свою беду еще раз перекрестился левой. За что и получил от мамы ощутимый подзатыльник с резким окриком: «Правой, кому сказали, правой!..»

Как вы думаете, скоро этому малышу захочется опять в храм? И какое представление он будет иметь теперь о православной вере?

Еще одна печальная сцена. Во время службы в храм входит молодая женщина, бледная, заплаканная — что-то у неё, видимо, случилось. Подходит к иконе Богоматери, опускается на колени. Я вижу, что по её щекам текут слёзы... А затем вижу энергичную такую бабушку — из тех, кто всё время в церкви и «всё знает». Бабушка подбегает к молящейся и пихает (буквально — пихает) её в спину:

— Сейчас нельзя на коленки вставать!.. От Пасхи до Троицы нельзя!

Действительно, канонические правила не предусматривают коленопреклонённых молитв в храме от Пасхи до Пятидесятницы. Но плакавшая перед иконой Богоматери женщина этого, видимо, не знала. Или... Или она просто не живёт еще по канону. Это ведь не может сразу с человеком произойти!

Но она преклонила колени перед образом Богоматери, она обращала к ней слёзную мольбу... Почему мы решили, что вообще вправе вторгаться в этот совершенно интимный момент? Хочется повторить ещё раз: не осквернила же эта женщина храм, в конце концов, опустившись на колени перед Богоматерью!

Ну откуда в нас это — скрупулёзное внимание к соблюдению канонических и просто традиционных правил — при полном равнодушии к человеку, к его чувствам, к его судьбе? Это ведь не праведность — это именно холодная правильность, лишённая любви.

Виктория ВАСИЛЬЕВА

предыдущая    следующая