«Православная Тверь»

СОБОРОВАНИЕ

Какую поддержку может оказать Церковь в случае обезпокоенности женщины ее физическим здоровьем и его влиянием на протекание родов?

Среди православных Таинств существует единственное в своем роде, направленное на освобождение человека от физических болезней Таинство, которое называется Соборованием, или Елеосвящением. В православном катехизисе о нем говорится, что это «есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Елей, т.е. растительное масло, чаще оливковое, с незапамятных времен используется в качестве средства лечения многих болезней, а у древних иудеев возливание масла на главу избранного «помазанника» было распространенным обрядом освящения души, очищения ее от греха, исцеления и посвящения человека Богу. Христианская Православная Церковь не утратила этой традиции, и по сей день она возносит молитвы о прощении грехов и исцелении людей от физических болезней, душевных скорбей, разного рода страданий, одновременно помазывая их маслом, освященным в ходе Таинства специальными молитвами.

Духовной основой Таинства Елеосвящения являются замечательные слова апостола Иакова: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:13-16). В ходе Таинства Елеосвящения совершаются два значительных духовных события. Во-первых, от лица Церкви возносится молитва о прощении всех забытых, неосознанных, кажущихся незначительными и потому не исповеданных грехов и прегрешений. Во-вторых, через искреннее покаяние человеку открывается путь к исцелению от телесных и душевных болезней. Соборование ни в коем случае не заменяет собой исповеди: тайные, осознанно сокрытые грехи могут быть отпущены только при их исповедании перед священником в Таинстве Покаяния.

Все дело в том, что грех и болезнь связаны прямой и неразрывной связью. Мы болеем из-за своего духовного несовершенства, страдаем по причине того, что не следуем духовным заповедям, совершаем нравственные преступления перед Богом и перед другими людьми и в результате оказываемся вообще не способны к гармоничной духовной жизни. В той или иной мере мы все нечисты и оторваны от Бога, лишены его исцеляющей душу любви, но, к сожалению, обнаруживаем это, лишь когда заболеваем или когда неотвратимо приближается смерть. Поэтому невозможно получить истинное, полное исцеление без покаяния, преодоления греха и изменения всей своей жизни в духовном направлении, поэтому мудростью Церкви молитвы о прощении грехов и исцелении от болезней неразрывно связаны в одном Таинстве Елеосвящения.

Какова же роль медицины и чем занимаются народные целители? Врач может облегчить боль, снять симптом, сделать операцию, оказать неотложную помощь и даже спасти человеку жизнь — он совершенно незаменим во многих ситуациях, он всегда там, где боль, страдание, бедствие. Однако врач не занимается вопросами духовного спасения, он не исцеляет душу от ее грехов, ошибок и заблуждений. Официальная медицина может предложить средство, необходимое для лечения или уменьшения тяжести болезни, но она, как и никто другой на земле, не может действительно исцелить, т.е. во всей целостности изменить человека — преобразить его жизнь, внутренний мир, идеалы и ценности.

Исцелить, как бы заново воскресить человека во всех его проявлениях может только Бог, и об этом Ему возносится молитва от лица всей Церкви в Таинстве Елеосвящения. Если полагаться на врача, не задумываясь о покаянии, то болезнь вернется снова — раньше или позже, проявит себя в том же или каком-то другом виде. Можно пересадить орган, снять любую боль при помощи обезболивающего средства или даже наркотика, но что делать, если болит совесть, и что, если эта боль станет вечной мукой после смерти, ввергнет душу в адское существование?! Сейчас легко трансплантируют сердце как мышечный орган, но как «сердцевину» души его не заменить, его можно только преобразить покаянием и тем самым исцелить за то время земной жизни, которое нам как раз для этого и отведено.

Что касается разного рода колдунов, знахарей или экстрасенсов, то, как правило, эти люди наносят душе просто непоправимый вред. В лучшем случае посредством психологического внушения, примитивных магических ритуалов, языческих заговоров и заклинаний они создают атмосферу таинственности, вызывают иллюзию улучшения самочувствия. В худшем — происходит нечто еще более страшное: от явного или скрытого призывания демонических сил телесное здоровье действительно улучшается, а душа при этом «продается дьяволу». И тогда вслед за мнимым исцелением через некоторое время следуют еще более тяжелые, быстро приводящие к смерти болезни, жизненные катастрофы, шизофрения, эпилепсия, глубокие нравственные падения и т.п.

Также в народе бытует совершенно неверное представление о том, что Соборование совершается лишь над умирающими и служит для приготовления души к переходу в иной мир. То же самое можно сказать и о Причастии Плоти и Крови Христа: воистину, страшно умереть без Святого Причастия, но это вовсе не значит, что следует причащаться только перед смертью — ежедневно в храмах причащаются люди всех возрастов, включая грудных младенцев. Потребность умирающего в покаянии и божественной поддержке очевидна, но столь же естественна она для любого другого, особенно больного человека. Так что избегать Соборования не следует, тем более, когда страдающая душа сама рвется к Богу с молитвой о помощи и защите.

Отвечал священник Игорь ЮРОВ

предыдущая    следующая