Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Русский пастырь», Сан-Франциско

ПОДОБАЕТ ИЕРЕЮ УЧИТИ ВО ВСЯ ДНИ

Вероятно, у каждого пастыря бывают моменты, когда на проповеди не находятся нужные для прихожан слова. В такие моменты может даже появиться мысль ничего не говорить. Причины внутренней пустоты или же нехватки слов, мыслей и переживаний могут быть многочисленны. Однако, если священник поддается соблазну не говорить проповеди, он в какой-то мере отказывается, хотя бы в тот момент, от своего призвания, от обязанности учить вверенную ему паству. В ставленнической грамоте ясно говорится об этой обязанности учить: "Подобает иерею паче же вверенные ему люди учити благоверию, заповедем Божиим и всем христианским добродетелям по вся дни, изряднее же в день недельный…"

Девятнадцатое правило VI Вселенского Собора строго повелевает священника "во вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественного писания и рассуждения истины и не преступая положенных уже пределов и предания Богоносных отец… Ибо через учение вышеприведенных отец, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение".

Но, помимо того, что священник обязан учить паству согласно обещанию, данному им при рукоположении, он обязан проповедовать и по другой причине - потому что он своих прихожан любит, а если любит, то не может не подать им духовной пищи в виде слова. Именно проповедь является одним из самых сильных орудий воздействия на прихожан. Проповедь, исходящая из сердца, из убеждения и наполнения веры. Пусть проповедь будет самой умной, самой красивой, но не исходящей из сердца и не искренней, то она не будет истинной проповедью Христовой, ибо приводит слушателей в восхищение, даже к слезам, но духовной пользы от этого нет.

Несколько лет тому назад мы прослушали серию докладов на разные богословские и апологетические темы и были восхищены ими. Из уст докладчика, человека невероятной эрудиции, с блестящим ораторским талантом, да и пониманием современного человека, лились речь, мысли, образы. Однако, после прослушивания некоторых кассет мы вдруг поняли, что мы не тем, чем нужно, восхищаемся. Нам стало совершенно ясно, что мы должны восхищаться Господом Богом, Его Святой Церковью, а, прослушивая кассеты, мы начали преклоняться перед личностью и гениальностью докладчика. Как это опасно в деле проповеди!

По словам Всероссийского пастыря, о.Иоанна Кронштадтского, первая и главная обязанность пастырей Церкви есть благовествование веры Христовой, и поэтому не может быть истинной проповеди без веры. Один современный архипастырь советовал духовенству, особенно тем, кто склонен "младостарчествовать", не пользоваться никакими ораторскими приемами, а быть простыми: передавать молящимся свои искренние переживания дневного евангельского чтения.

Но, помимо проповедника-священника, важную роль в деле благовествования веры Христовой играют и слушатели. Благословен тот приход, в котором прихожане внимательно слушают проповедь. Даже в слабой проповеди они найдут слова утешения, слова, которые могут применить к себе. Сказанное выше также относится к клиру. О том, что поучение обращено клиру и народу, ясно сказано в вышеупоминаемом 19 правиле VI Вселенского Собора. Если мы, пастыри Церкви Христовой, сами не будем слушать проповеди своих архиереев, настоятелей, собратий, то получим ли мы духовную пользу от их поучений, будем ли мы исправлять свою жизнь, и можем ли мы ожидать, что наши прихожане будут слушать нашу проповедь во свое спасение?

предыдущая