Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Победа, победившая мир», Москва

О БЛАГОДАТИ ДУХА СВЯТАГО

Господь перед Своим крестным страданием предрек ученикам: "Наступит время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня" (Ин. 16.2,3).

Дня не проходило, чтобы Христос не сказал апостолам какого-либо поучения о Царствии Небесном, что с ними будет и как к этому надо относиться. Он говорил в надежде, что ученики запомнят, а когда придет Дух Божий Утешитель, Он из их памяти, как из кладезя, достанет необходимое. Он так и сказал: лучше Мне уйти от вас, хотя скорбно будет вам, когда Я вас покину, но придет Дух Утешитель, Который вас наставит на всякую истину. Три года Спаситель проповедовал, а они почти ничего не поняли! Так и многие люди: слушают слово Божие - не по три года, а по сорок, по пятьдесят лет - и ничего не понимают.

Почему в храме каждый день читается Евангелие, а в человека ничего не проникает? Потому что у него нет благодатной жизни, в его сердце не пришел Дух Утешитель. Если человек живет обычной мирской жизнью, а в храм ходит как в некий клуб, то и не совершается в нем обновления, приближения к Богу, очищения от греха.

Мария Египетская в храм не ходила и только два раза перед смертью причастилась. Она просто оставила все и ушла в пустыню с двумя кусками хлеба. А когда приблизилась там к своей последней черте, то уже ходила по водам и наизусть знала Священное Писание - хотя даже читать не умела. Сам Господь ее просветил Духом Святым! Апостол Павел тоже никогда в жизни не читал Евангелия - оно еще не было написано - и ни у одного апостола не учился. Но Господь явился ему на пути в Дамаск и дал благодать Святаго Духа, и благодать его всему научила.

А мы все пытаемся жить по мирским законам. Ничего духовного у нас не получается, потому что нет благодати. Недаром Серафим Саровский говорил, что цель христианский жизни - стяжание благодати Духа Святаго. Не просто так надо на службе стоять, ноги утомлять. Каждое посещение храма, каждый прожитый день должны быть шагом к Богу! Надо очень внимательно следить за своей жизнью, постоянно сравнивая ее с Евангелием.

"Вера от слышания". Человек, никогда не слышавший о Христе, не может в Него уверовать. Господь сказал, что суд над миром произойдет, когда Евангелие будет проповедано во всем уголкам земли - и не останется такого человека, который не слышал бы имени Божия. Мы сейчас живем в замечательную эпоху - в любую страну приезжай, какая бы вера там ни была, а о Христе знают все. Но при том одни равнодушны - таких большинство; иные веруют - но только на словах; другие не веруют вовсе; а есть и откровенно ненавидящие Его, ибо так Его и не познали.

Человек, познавший Христа, не может против Него враждовать. Восставать против Него возможно лишь когда душа полностью противоположна тому, что есть во Христе!

Когда Спасителя, пришедшего в мир, возненавидели - это естественно для нашего падшего мира. Христа распяли, ибо Он принес людям совершенно новое слово. Фарисеи, книжники и старейшины иудейские привыкли молиться напоказ - но явился Человек, Который перевернул их представление о Боге! Не попрал Божественное - ибо он ничего в законе не нарушил, - а показал неверное человеческое представление. То есть пришел "не свой" - и сразу возникла ненависть. Так в классе новенького мальчика обязательно начинают задирать, ибо в стае голубей, когда прилетит чужой голубь, особенно если он немножко больной, его тут же начинают клевать. Закон джунглей!..

Христос принес свет - а в человеке тьма, но он воспринимает ее как свет. Каждый думает, что он хороший, что живет правильно - а все остальные неправильно, и он может всех учить, всем указывать. Точка отсчета для человека - он сам. И если в нем тьма - он считает ее хорошей, потому что она принадлежит ему; а все остальное, даже добро, считает плохим. Господь учеников не зря предупреждал: придет время, когда всякий, кто будет вас убивать, будет думать, что служит этим Богу и делает добро.

В определенной степени с каждым христианином это происходит. По мере возрастания в благодати Божией человек все больше внутренне отторгается от мира, у него проявляется совершенно иная суть, и мир начинает ненавидеть его. Господь говорит: враги человека домашние его.

Приобщающийся к благодатной жизни первое нападение испытывает от своих близких. Сам Христос это претерпел, и все апостолы. Наверняка, когда апостол Петр бросил сеть и последовал за Христом, его жена возмущалась: это куда же ты пошел? Потом и она уверовала, недаром ее назвали сестрой-женой, но сперва-то наверняка апостол Петр тоже потерпел. Это неизбежно, потому что тьма со светом пытается бороться. Мир не терпит не своего. Человек, вступающий на Небо одной ногой, должен знать, что он противостоит миру, и этот мир его может даже убить. Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, погибли мученически; и многие святые погибали так же. Самое большое количество святых - это святые мученики. Христианин обязательно терпит гонения и страдания - и чем он ближе к Богу, тем эти страдания больше…

Почему кто-то ненавидит Христа, а другие Его любят? Если кто-то говорит: я не люблю математику, допустим, - значит, что он ее не знает, не понимает. Если любит, - значит, в душе есть что-то сродни этому любимому. По сродству Христовой душе Господь избирал Своих учеников! Представим себе: мы спешим на работу, и вдруг подходит человек и говорит: "Следуй за мной!" И мы тут же поворачиваемся и идем за ним. Апостол Матфей так и сделал: сидел на работе, собирал деньги. Христос сказал ему: "Следуй за Мной" (Мф. 9,9), - и он бросил все. Когда Христос к нему обратился, он сразу увидел душой, что это именно Тот, к Которому стремилось его существо. И в этот момент для Матфея уже произошел выбор и суд. На глазах же других Господь мертвых воскрешал, а они все равно не верили - у них было другое качество души!

Все люди распределяются по отношению ко Христу: один Бога любит, другой просто интерес проявляет, третий боится. Но только тот, кто Бога возлюбил и стал Его учеником, начал заповеди Божии исполнять, - только тот в Царствие Божие входит и получает благодать. Душа наша представляет собой некий сосуд. Если она уже наполнена грехом, как кастрюля, наполненная смрадной жидкостью, туда уже ничего не войдет. Благодать Божия может излиться только в место чистое, приуготовленное. И цель нашей жизни - свою душу постоянно очищать, чтобы стяжать благодать Божию. Она потому и называется "благодать", "благой дар", что всегда дается в дар. Господь должен увидеть, что мы искренни, честны, что мы не на словах, а действительно хотим Царствия Божия. Ведь некоторым от Бога нужно только чтобы не болеть, чтобы все было чинно и благополучно. Господь же иногда ведет человека через болезни, потери, труды, тюрьмы, через страшные страдания, чтобы ввести в Царствие Божие. И если мы всю жизнь отдадим Богу - тогда Господь даст нам благодать.

Тут идет как бы некий обмен. Человек отрекается от себя (Господь сказал: "Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мф. 16,24)), от ложных представлений, от суеты - и следует за Христом. Это не значит обязательно все внешнее бросить - снять ботинки и пойти босиком, как апостолы. Отторжение должно быть внутреннее, чтобы нами владело лишь желание Царства Небесного. Если Господь увидит, что ничто в мире нас не прельщает и нам нужна только благодать, - Он ее даст. Когда человек самого себя отдает Богу, то Бог Себя отдает человеку. Так происходит спасение!

Благодать - это дар Святаго Духа человеку. Когда Он входит в человека, пусть сначала в какую-то меру, совсем чуть-чуть, - в человеке начинается духовная жизнь. Дух Божий высвечивает в душе человека грех, тьму. Человек начинает видеть: вот в этом я грешен и в том… Он начинает борьбу, прося у Бога: "Исправь меня, помоги мне, я увидел этот грех, я буду теперь удерживаться!.." И когда Господь увидит, что человек плачет о своем грехе, Он пошлет ему благодать Святаго Духа, Духа Божия, Который так и называется Утешитель, ибо утешает человека.

Грех отмывается слезами покаяния, душа очищается, человек становится более совершенным, меняется вся его жизнь. Даже походка, взгляд, жесты, слова. Человек начинает сиять Духом Божиим! Но и лишиться этого можно в один момент: грязи черпак влей в душу - и все. Любой скандал, неосторожное слово или греховное дело - и потеряешь, что набрал за всю жизнь. Как на гору можно неделю забираться, а упасть за несколько секунд: чуть пошатнулся, и все.

Для достижения благодати есть немало духовных средств. Самое главное - причастие Святых Христовых Таин, соединение души со Христом. Ближе к нам, чем в причастии, Бог не бывает никогда и никогда не будет.

Второе средство - это Слово Божие. Кто читает Евангелие, знает, что каждый раз открывается в нем нечто новое. Сколько не читай, будешь понимать все глубже, все на другом, более глубоком уровне. Через Слово Божие мы тоже благодать получаем.

Молитва церковная - также источник благодатной жизни. Христос сказал: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18,20). Вот мы в храме молимся, все вместе - люди грешные, но среди нас стоит Христос. И если наша душа откроется Ему, мы сможем воспринять благодать, которая здесь незримо присутствует.

Еще средство - каждое доброе дело. Помоги человеку ради Христа - и через то получишь благодать. Тебя обидели, а ты потерпел и простил - и тоже получишь благодать Божию.

Но чтобы причаститься - нужно поговеть, к исповеди подготовиться, правило почитать. Чтобы в храм прийти - нужно деньги на троллейбус истратить, в храме стоять, ноги утомлять. Чтобы Евангелие читать - нужно книгу иметь и голову свежую. Вот сколько дополнительных условий!

Самое же удобное средство к получению благодати Божией - внутренняя молитва. Едешь, сидишь, ждешь ли кого, стоишь в очереди за чем-то или перед иконой - молиться можно всегда и везде. Но и тут не некая формальность должна быть, а именно жажда благодати Божией!

Мы о чем обычно просим? О здравии да за упокой, будто больше дела ни до чего нет. А ведь каждое молитвословие в Церкви начинается со слов: "Царю Небесный, приди и вселися в ны". Молись и проси очищения грехов, проси Царствия Небесного, благодати Божией! Господь увидит, что мы год просим, два, двадцать лет, сорок… Он же Сам сказал: "Какой отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею; тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него" (Лк. 11.11,13). Аминь.

Протоиерей Димитрий СМИРНОВ

следующая