Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Поясню. В мире идет борьба добра со злом. Зло олицетворяет враг нашего спасения - диавол, попросту говоря, бес. Нечистую силу словом на букву "ч" в России не называли. Это сейчас все фильмы, все передачи слово это буквально заляпывает. Но вернемся к приставке. Слово, означающее беса, не было приставкой "бес", оно писалось совсем иначе - с ятем и с буквой ер (твердый знак, Ъ). Этим слово в прямом смысле заклеймено. "Ять" своим крестиком и твердый знак означали врага рода человеческого. В революции зло победило, а победив, стало искоренять себя из народного сознания, будто его и нет. Тут-то и понадобилась реформа. Придумали, что "ер" съедает много бумаги, а "ять" тяжело для употребления. Оставляем сейчас в стороне путаницу написания таких слов, как осел - осел. Где тут осёл и где тут кто-то осел? Или мел - мел. Где тут мел, которым пишут, и где тут подметание - мел?
Долгие годы прошли при новом написании слов, вроде и привыкли. Но давайте не будем беспамятны, хотя стали безпамятны. Приставка же была "без". Не было же беспризорников, были безпризорники, а беспризорники - это красные дьяволята.
По словарю Даля в сравнении с современными словарями и нынешними нормами написания проследим нравственное значение и смысл нового написания. Постараемся не быть бес-подобными, писалось же безподобные. Бес-совестный - это что? Бес с совестью? Да откуда, помилуйте, у него совесть? Писалось: безсовестный. Бес-смысленный - тут он четко внушает, что живет со смыслом, а не безсмысленно. Также бес-словесный - надо без-словесный. Бес-правный - надо без-правный. Бес-полезный - надо без-полезный. Какой же бес полезный?
Много ли мы слов вспомнили с этой приставкой, а уже в подсознание вошло, что бес и полезный, и со смыслом, и с совестью. А дальше? Дальше: бес-путный, то есть путный, путевый; бес-приютный - а как же, особенно в языке нашел приют. А вот из области религии: бес-приходный, то есть, получается, имеющий приход, в смысле и в человеческом - приход, и в денежном - приход-расход. Бес-поповщина - это вообще за гранью понимания. Конечно, надо писать безпоповщина. Как и писали. Бес-сознательный. Конечно, кто его сознательней? Было бы и надо: без-сознательный. А вот шедевр: бессолнечный. Бес, конечно, семейный. Бес, конечно, сильный. А из нас кто-то и бессемейный и бессильный. Надо писать: безсемейный и безсильный.
Правда, Бог шельму метит, надо оставить написание таких слов, как бессребреник, бесхвостый, бессмертный, беспредельный, бескорыстный.
Вопрос с приставкой - вопрос не русского языка, а русской жизни. Заклейменный крестом великой буквы ять бес увековечен в большевистском гимне "Вставай, проклятьем заклейменный" - это о нем. В одном из рассказов Василия Белова уполномоченный по делам коллективизации Бессонов расписывается первыми тремя буквами фамилии. Таких Бессоновых хватает и поныне. Разве случайно демократы, захватившие власть и без конца клеймящие большевиков, вовсе не хотят отказываться от большевистского наследия. А ведь язык - это главное богатство нации. Не золото, не нефть, не курс доллара определяют нравственное состояние общества, а именно язык. Пока же в языке влияние бесов безпредельно. И надо этому положить предел. Иначе, уверен, нечистота и зараженность бесовщиной русского языка, а значит, и русской жизни будет продолжаться.
Совершенно ясная и безспорная позиция православных по вопросу приставок "без" и "бес", может быть, трудна для неверующих. Тогда прошу выслушать еще такие доводы. Как уже сказано, "ять" трудна для заучивания ее употребления; читаешь воспоминания о гимназических дореволюционных временах - там латинские вокабулы, латинское и греческое экстемпорале, славянская "ять" - главные грамматические мучители учащихся. И хотя сердце верит, что "ять" вернется в русский язык, умом хоть как-то понимаешь большевиков - бывших гимназистов. Что же касается "без"("бес"), тут явный безбожный умысел. "Ять" в различных диалектных говорах произносилась по-разному: где как "и", где как "я", но слова с приставкой "без" были (все!) совершенно безспорны. Приставка эта означает отсутствие чего-либо, например: без-силие, отсутствие силы. По новому написанию - бессилие. Полностью измененный смысл. Творцы реформы уверяли, что проводят ее для упрощения написания, чтобы грамматика русского языка стала доступнее для изучения языка, чтобы покончить с неграмотностью. Но в случае с приставкой "без"("бес") грамматику как раз усложнили. Появились правила написания приставки перед гласными и согласными, перед согласными звонкими и глухими, Попечение - безпопечительный, безпечный, так ведь? Приказали писать - беспечный, то есть беспопечительный. Также перевернут смысл слова безстрастие - отсутствие страстей, непобеждаемость страстями; пишется бесстрастие. Полная дикость со словом безпамятный (не отправляющий памяти святым, по Церковнославянскому словарю): пишется беспамятный. Безпорядок - неурядица, неразбериха, пишется: беспорядок.
Все это очень безсовестно. Интересно, что малограмотные люди, ощущающие смысл произносимых слов, как раз не делают ошибок в написании этой приставки. "Стали мы безкровны", - пишут в письме беженцы с Северного Кавказа. Именно так: безкровны, то есть лишенные жилища, крыши, крова. А грамотные пишут - бескровный. Это что? Бледный, обезкровленный?
Именно для простоты и ясности употребления слов с приставкой "без" нужно вернуться к прежнему написанию.
Владимир КРУПИН, писатель