Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Татьянин День», Москва

РАЙ НА КОНЧИКЕ ИГЛЫ

Все слышали о том, что такое "ломки" (или "синдром абстиненции", если по-научному), все могут в той или иной степени это представить, но до конца прочувствовать то, что происходит в этот момент с наркоманом - невозможно. Сухие и жалкие определения в учебниках по психиатрии - лишь бледные тени реального. Уместно вспомнить рассказ Михаила Булгакова "Морфий". В дневниковой исповеди покончившего с собой врача-морфиниста есть довольно реалистическое описание поздней стадии зависимости от кокаина и морфия: "Кокаин - черт в склянке. При впрыскивании почти мгновенно наступает состояние спокойствия, тотчас переходящее в восторг и блаженство. И это продолжается только одну, две минуты. Наступает боль, ужас, тьма… Мгновение, и кокаин в крови по какому-то таинственному закону превращается во что-то новое. Я знаю: это смесь дьявола с моей кровью… Сердце начинает стучать так, что я чувствую его в руках, в висках… а потом оно проваливается в бездну… Не "тоскливое состояние", а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или два лишите его морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя… в теле нет клеточки, которая бы не жаждала… Словом, человека нет… Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия… Смерть от жажды - райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия…" (М.Булгаков, "Морфий").

Самый мощный толчок к распространению наркотиков приходится на вторую половину ХХ века - время взрывной популярности рок-музыки. Связь рока и наркомании - это сложный и, при тщательном рассмотрении, не так просто решаемый вопрос. Мы же только укажем на самые известные факты смерти звезд западного рока, напрямую или косвенно вызванные наркотиками: "король рок-н-ролла" Элвис Пресли; легендарная исполнительница блюзов Дженнис Джоплин; певец и гитарист Джимми Хендрикс; гитарист группы "Rolling Stones" Брайан Джонс; участник группы "The Who" Кейт Мун; лидер группы "Doors" Джим Моррисон и другие…

На какое-то время наркотики помогают стимулировать воображение. По словам рок-музыканта Эрика Клэптона, наркотик раскрепощает творческую мысль. Другой причиной, вынуждающей рок-музыкантов прибегать к наркотикам, является, по их признанию, "ужасное напряжение". О причине наркомании среди рок-музыкантов Клэптон замечает: "Сегодня напряжение значительно сильнее, чем когда я начинал играть джаз… Теперь группы дают представления там, где их слушают от 50 до 200 тыс.чел. Тебе всегда надо быть в форме, всегда улыбаться. К концу вечера тебе необходимо что-то, что тебя взбодрит. Для многих это выпивка. Для других это наркотики. Мы все на что-то попались. Отнимите наркотики у многих рок-музыкантов и исполнителей блюзов, и их останется только половина". Бешеный успех некоторых рок-звезд чаще всего приводил их к разочарованию в жизни и обостренному чувству одиночества: тысячи обезумевших фанатов, с одной стороны, и давление, конкуренция, бизнес - с другой.

Возможность вырваться из тяжкой обыденщины в иную реальность, хоть на мгновение убежать от жизни, чуть приподнять полог другого мира, мира грез и сновидений, раствориться в нем - все это со страшной силой зачаровывает юные, правда, слабые сердца. Сладость этого "запретного плода" состоит еще и в возможности проявить себя, бросить вызов обществу, побороть собственную слабость, робость и комплексы.

Господь Бог дал нам свободу выбирать: добро или зло, горькую правду или сладкую ложь, реальность или иллюзию. Также Он дал заповедь - нести каждому свой крест, нести на себе тяжелое бремя реальности. Но не каждый выдерживает эту ношу, многие пытаются убежать от этой реальности, в том числе с помощью наркотиков. "На, забери Свой крест! Вот я - и мне не нужен Твой Крест, мне не нужна Твоя жизнь; мне не надо Рая когда-то, я хочу его здесь и сейчас!". Человек бросает вызов Богу. И в этом случае можно говорить о порабощении человека демонической силой. Потом приходит разочарование. Но освободиться от добровольного, теперь уже осознаваемого рабства становится чрезвычайно трудно. Так, Джим Моррисон незадолго до смерти постепенно охладел к прежнему стилю своей жизни, даже предпринял попытку изменить свой имидж - но так и остался заложником своего "учения"…

Маленький подмосковный храм. Идет отпевание. В гробу лежит совсем молодой парень. Наркоман. Смерть от передозировки. Через несколько дней в этом же городке найдут труп другого наркомана - с простреленным затылком. Как предполагает следствие, второй снабжал наркотиками первого и знался с более высокими звеньями цепочки. Чтоб не вывел "оперов" на "пахана" - убрали… "Прости меня Отче, ибо я знаю, что творю…" (Дж.Моррисон)

У Адама с Евой, казалось, ни в чем не было недостатка. Бог разрешил им вкушать плоды со всех деревьев кроме древа познания. "От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт.2,17) Но даже страх смерти не смог остановить их от преступления этой заповеди. "И увидела жена, что… оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел" (Быт.3,6). А до этого Еву искушал змей, намекая ей на так называемое "расширение сознание": "Нет, не умрете, но… в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло" (Быт.3,4)

Отведав "запретный плод", наши прародители богами все же не стали. А обещанное "расширение сознания" в конечном итоге привело лишь к сознанию собственной наготы, и только.

Александр ЕГОРЦЕВ