Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Благовестник», Вологда

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ И ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА

На этой заповеди - "не убий" и на превратном толковании Евангелия основывают свое учение "непротивления злу" толстовцы, пацифисты и многие другие секты, нахлынувшие на нашу Родину. Последователи всех этих сектантских учений своей разлагающей пропагандой причиняют огромный вред государству, а своим отказом отбывать воинскую повинность создают большой соблазн.

В катехизисе митрополита Филарета, на котором воспитывались целые поколения, было сделано две оговорки при истолковании Шестой заповеди, а именно - дозволяется казнить преступника и убивать неприятеля на войне.

Оговорки эти даются в виде аксиом - без доказательств из Священного Писания. А это дает повод "непротивленцам" утверждать, что вставлены они лишь из угождения к "властям предержащим". Сказано - "не убий", значит - не убивай; всякого рода "казенные" оговорки безсильны смягчить категоричность этого отрицания.

В подобной официальной трактовке, слишком руководящейся "мирскими" соображениями (безопасность общества, государственная необходимость и тому подобное), и заключается уязвимое место. А между тем все эти сектантские кривотолки сами собою отпадут, если в борьбе с ними стоят на чисто духовной почве.

Для этого стоит лишь предложить толкователям Шестой заповеди "вне времени и пространства" рассмотреть акт Синайского Законодательства в свете исторических событий Ветхого Завета.

Законодательство это преподано было Иеговою Своему избранному народу - народу еврейскому, отнюдь не всему человечеству. Первые четыре заповеди определяют отношение еврея к еврею. Шестая заповедь запрещает еврею убивать еврея, как Восьмая запрещает еврею красть у еврея, а Девятая запрещает еврею лжесвидетельствовать на еврея. Шестая заповедь и приобретает в этих условиях свой подлинный смысл.

В то время избранный народ шел походом из Египта в землю Ханаанскую. Весь он являл собою как бы армию - и Десять Заповедей являлись первым в истории дисциплинарным уставом. Сильные этими заповедями сыны Израиля завоевали Обетованную землю и утвердились в ней, безпощадно истребив иноплеменников, на которых действие Шестой заповеди не распространялось.

Отмщение мадиамитянам: "И сказал Господь Моисею, говоря: отмсти мадиамитянам. И выделено по тысяче из колена, двенадцать тысяч вооруженных на войну. И послал их Моисей на войну. И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужского пола. А жен и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все имение их взяли в добычу. И прогневался Моисей на военачальников, и сказал: для чего вы оставили в живых всех женщин? Вот они были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа. Итак убейте всех детей мужского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужском ложе, убейте" (Числ. 31).

За что же дает Бог землю израильтянам и почему такая жестокость в истреблении их? "Слушай, Израиль: ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя. Не за праведность твою и не за правду сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову" (Втор.9,1-5).

Разрушение Иерихона: "И предали заклятию все, что было в городе, и мужей и жен, и молодых, и старых, и волов, овец, и ослов, все истребили мечем" (Иис.Н.6,20).

Уничтожение Гая: "Падших в тот день мужей и жен, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч" (Иис.Н.8,25).

"В тот же день взял Иисус Навин Макед, и поразил его мечем и царя его, и предал заклятию их и все дышащее, что находилось в нем; никого не оставил, кто бы уцелел" (Иис.Н.10,28).

Народы, оставленные для искушения Израиля: "Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, - для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее" (Суд.3,1-2).

Война Давида: "Давид поразил моавитян, и смерил их веревкою, положив их на землю; и отмерил две веревки на умерщвление, а одну веревку на оставление в живых" (2Цар.8,2).

Судия Гедеон поразил мадиамитян. Сампсон вразумлял филистимлян не словами, а совершенно другими аргументами. Псалмопевец Давид поразил Голиафа, братья Маккавеи восстали на сирийских угнетателей. Если Шестая заповедь распространялась и на иноплеменников, то все эти праведники, преступив ее, тем самым, очевидно, сделались бы грешниками. Но они остались праведниками - и Божья благодать почила на всех них.

Христос, уча о любви к ближнему и всепрощении, дал понять Своим ученикам, что много крови будет еще пролито до осуществления Царствия Божия.

"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир пришел Я принести, но меч…" (Мф.10,34). "Когда же услышите о войнах и смятениях - не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде" (Лк.21,9).

В Евангелии мы находим два примера, относящихся к проблеме военной службы. Когда к Иоанну Крестителю пришли воины и спросили, что им надлежит делать, - он заповедовал им никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своим жалованием (Лк.3,14). Христос отнюдь не призывал "перековать мечи на орала" и бросить военную службу как занятие, Богу не угодное. А на вопрос фарисеев, следует ли платить подати - ответил: "…отдайте кесарево - кесарю" (Мф. 22,21; Лк.20,25). А разве отбытие воинской повинности - самого тяжелого из всех налогов - не является воздаянием кесарева кесарю - царского царю?

Ошибка сектантов состоит в том, что личным поучениям Христа они стремятся придать характер общественный.

Христос учил: "Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку" (Лк.6,29). Этим он определил отношение человека к человеку. Сын человеческий снес издевательства книжников и озверелой толпы. Ему стоило лишь захотеть, лишь подумать - огонь небесный испепелил бы и судей и палачей. Он этого не сделал, явив миру, неизреченный подвиг кротости и милосердия.

Христос снес багряницу и терновый венец - как относившиеся к Нему лично. Но мы знаем, что, узрев торгашей, оскверняющих святыню - Дом Отца Его, - Он свил бич из веревок - и выгнал их вон. Изгнание торгующих из храма достаточно ясно указывает всю ересь ссылки всех мастей еретиков на Христа, якобы проповедующего непротивление злу насилием. Мы не должны противиться злобствованиям ближнего, если эти злобствования относятся лично к нам. Но если этот ближний посягает на высшие ценности - наш долг воспрепятствовать ему.

В конце Тайной Вечери Христос дает предупреждение Своим ученикам: "И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, а также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч… Они сказали: Господи, вот здесь два меча. Он сказал им: довольно" (Лк.22,35-36,38).

Один из этих двух мечей был в ту ночь обнажен Петром. Христос велел ему вложить меч в ножны: "…все, взявшие меч, мечом погибнут" (Мф.26,52).

"Противоречие", усматриваемое сектантами из сопоставления этих двух текстов, исчезнет, если мы будем иметь в виду, что Петр ведь обнажил тогда меч не в защиту Учения, а в защиту Учителя. Христос не пожелал принять этой жертвы. Не Малх напал на Петра, а Петр первый мечом ударил Малха.

Христос отнюдь не сказал, что взявшие меч погибнут от проказы, или от землетрясения, или огня небесного. Нет, взявшие меч погибнут именно от меча. Но для того, чтобы они погибли от меча - надо сразить мечом - прибегнуть к защите от тех, кто поднял первый меч. Текст этот, который сектанты стремятся использовать в качестве одного из главных аргументов своей теории, при внимательном его рассмотрении обращается таким образом против ересей.

Прп. Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на брань с Мамаем. В 1612 г. иноки Троице-Сергиевой лавры по примеру Осляби и Пересвета опоясали рясы мечами, защищая святую лавру. Патриарх Гермоген призывал всю Русскую Землю восстать на угнетателей. "Станем за святую Русь, за дом Пресвятой Богородицы, за чудотворцев Алексия, Фотия и Филиппа; продадим жен и детей, но отстоим Отечество!", - воззвал к своим соотечественникам нижегородский гражданин Козьма Минин.

И вот результат: архиепископу Арсению явился Преподобный Сергий и сказал: "Арсений, ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена".

Война является безспорным и большим злом. И решаться на это - на эту болезнь - следует лишь в положениях безвыходных - когда "клин клином" следует вышибать, защищая Родину. Во всех случаях надо видеть и определять, кто нарушил первоначальную гармонию между данными государствами и данными народами.

Надо иметь еще в виду следующее: нападают лишь на слабых, на сильных - никогда. На слабых, но показывающих вид, что они сильны, нападают реже, чем на сильных, но не умеющих показать своевременно своей силы и производящих со стороны впечатление слабых. Надо вовремя показать свою силу, чтобы избежать впоследствии ее применения.

Руководствуясь примером Христа и деяниями Отцов Церкви, мы должны отвергнуть лжеучение "непротивления злу насилием" как богопротивное, антицерковное и, в конечном своем итоге, - безчеловечное.

Протоиерей Константин ВАСИЛЬЕВ