Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Нескучный сад», Москва

ПРИЗНАНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЯ

Для любого большого полезного начинания, кроме сил и энтузиазма, нужны еще и деньги, а значит, благотворители. Очень часто их так и воспринимают - как источник денег для хорошего дела, а их личные проблемы и сложности их работы остаются неизвестны. Мы решили расспросить предпринимателя, который одновременно является и благотворителем, о том, как относятся к нему окружающие, как устроена "работа" благотворителя.

Президент финансовой компании: - Тяжело разобраться, что такое предприниматель. Есть люди, которые все, что у них есть (и даже больше, взаймы берут), вкладывают во внешний антураж - офисы, машины. Им важно, как на них со стороны смотрят, и это становится их образом жизни. Некоторые с этим справляются, а для некоторых эта проблема - попытка всегда казаться, а не быть - остается на всю жизнь. Как говорил один мой друг, возникает ситуация, когда человек, глядя на себя в зеркало, сам с собой не здоровается - настолько серьезно к себе относится. А есть люди, которые на это не обращают внимания. Есть люди очень богатые, с большими возможностями, которые вкладываются в дело и живут делом, результатом, а если человек православный к тому же - есть, слава Богу, такие предприниматели, - то он понимает, что только управляет деньгами, которые ему Господь Бог вверил.

Что касается благотворительности - мне кажется, что это сейчас постепенно входит в привычку. Для русского человека, с моей точки зрения, это нормально - поделиться частью того, что он имеет, с окружающими. Мой первый опыт благотворительности был очень странный. Первый священник, которому я доверился, меня обманул - потратил деньги совсем не на то, на что брал. В какой-то момент он об этом мне честно сказал. В силу своей наивности я, видимо, вызвал в нем чувство раскаяния. Был откровенный разговор, который меня поверг в очень тяжелое состояние. Я был малоцерковным человеком тогда. Для меня эта благотворительность была дверью, окошком в церковь. Я довольно большие деньги пожертвовал, мне приносили какие-то письма благодарных детей, отчеты о деньгах, потраченных на продукты… Оказалось, что отчеты были липовые.

Это было тяжело, но, как ни странно, тогда я ощутил духовный плод очень сильно - видимо, Господь за мою наивность и веру дал мне это. От той благотворительности тепла у меня в душе осталось больше, чем сейчас, когда я влезаю во все подробности, в каждую копейку. Наверное, я в то время был искренним неофитом и искренне чувствовал, что делаю что-то для Бога, что это нужно. Сейчас я тоже это понимаю, но это как-то больше стало уже работой, привычкой.

Просителей гораздо больше, чем благотворителей, сегодня. Есть очень настойчивые люди, и тут трудно понять, как правильно действовать. Бывает, что прямо требуют: вы должны, обязаны сделать что-то. И если не удовлетворяешь полностью какую-то просьбу, то доходит до проклятий. Могут сказать: я вас предупреждаю - это останется на вашей совести… Хотя бывают откровенно, с точки зрения предпринимателя, глупые прошения - авантюрные, неразумные, не выдерживающие даже привычного анализа.

Мне кажется, что между благотворителем и просителем должна быть Церковь. Я думаю, что если бы предпринимателю, который только начинает благотворить, помогали (через церковный печатный орган или еще как-то) расставить приоритеты, чтобы он мог получить уверенность, что то или иное начинание - это правильное дело, то было бы неплохо.