Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Санкт-Петербургские ведомости»

И АЗ ВОЗДАСТ!

Не спешите гневаться и возмущаться. Знаем, знаем, проходили в школе "Анну Каренину" и помним знаменитый эпиграф к роману толстого: "Мне отмщенье и Аз воздам!" (Рим. 12,19). Ну а те, кто читал Библию, понимают и его смысл. Бог говорит: возмездие не в ваших, а в моих руках, Аз, то есть Я, воздам за преступления, накажу грешников.

Однако школьные уроки не впрок. Совсем недавно в каком-то переводном фильме прозвучали слова, вынесенные в заголовок. А ведь переводчики-филологи, должны помнить и знать правила грамматики, а если и подзабыли, обязаны полистать учебник, заглянуть в словарь. Впрочем, специалисты должны уметь не только спрягать глаголы, но и склонять числительные. Едва ли можно поверить в просветительские достоинства той или иной программы, если ее авторы уверяют вас, что в ней "принимают участие не меньше СТО человек".

Неправильно нынче говорят и специалисты. Какие же претензии могут быть к тому, кто вовсе не лингвист, а, к примеру, простой депутат. Почему бы ему не сказать: "У меня нет амбиций к этому человеку". Ну не знает человек, что значит красивое слово, думает, то же, что и "претензии", а блеснуть очень хочется. Пусть себе покрасуется. Все лучше, чем невразумительное: что-то там "повышается не по процентам, а в разы". А ведь уже не однажды звучало это несусветное "в разы", - закрепляется потихонечку в речи, глядишь - скоро и узаконится.

О текстах рекламы лучше молчать. Что тут скажешь нового? Чего стоят лишь "удивительные диваны с утонченным вкусом". Видно, так подумали и участники программы "Культурная революция", посвященной рекламе. Говорили обо всем, кроме того, что именно рекламные тексты, застревающие в ушах, многое сделали для разрушения родного языка. Может, это и есть "улучшение жизни?" Ведь именно так была сформулирована тема дискуссии: "Реклама делает жизнь лучше". Культурная революция в действии.

Слово жесткое, но следует произнести: все дело в тотальном и быстро прогрессирующем невежестве. Неумение правильно пользоваться родным языком лишь одно из последствий, сигнал: подросло поколение, не тронутое просвещением. Образованные люди - раритет, исключение. Когда в фильме "Тристан и Изольда" король молвит: "Я сам положу конец безпределу", - это полнейшее отсутствие слуха, чувства слова у переводчика. Не может король говорить, как уголовник… Когда реклама фестиваля "Триумф" идет под музыку моцартовского Реквиема, да еще самой грозной его части - "День гнева", то едва ли можно в этом заподозрить злодейский умысел противников фестиваля или их изощренную иронию. Нет, обыкновенное невежество. В лучшем случае - небрежность.

У нас не было свободы слова, но была ответственность за слово. Пусть даже она была продиктована страхом: за ошибку можно получить выговор, а то и лишиться работы. Но вот исчез страх наказания. И что же? Все дозволено? Свобода слова обернулась вседозволенностью, торжеством ненормативной лексики. За ее место в литературе яростно бьются многие писатели, и некоторые далеко не молоды. Проходят шумные дискуссии по этому поводу - одна из них не так давно на канале "Культура". И что же? Сторонники литературного языка, нормы которого еще никто не отменял, оказались далеко не в большинстве.

За ненормативную лексику ратуют многие утонченные гуманитарии. Что же остается не отягченным культурой и образованием молодым гражданам? "Да пиво пить" - как настойчиво рекомендует реклама - и под крышки бутылок заглядывать почаще в поисках какого-то там сюрприза, награды за безмятежно, бездумно прожитые годы юности. Если юные граждане не сделают паузу между глотками и не постараются хоть чему-то научиться, едва ли страна в ближайшие годы станет просвещеннее. Едва ли заговорит грамотно и красиво. Какой там литературный! Свой, варварский и дикий, позабудут и станут изъясняться жестами.

Елена ХОЛШЕВНИКОВА