Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Всех, кто на зону приходит, зэки испытывают сначала. Вообще на зоне ни одного явления нет, которое бы они не проверили, - чего это стоит. Когда я пришел, мне устроили такую беседу - я только потом почувствовал, что это не беседа, а допрос, что ответы мои их не интересуют, не интересует, что я говорю и - как я это говорю. Много-много вопросов, и тут главное не смутиться, не стушеваться. Спрашивают: "Зачем на зону приехал, что тебе тут нужно?" - "Приехал, чтобы у вас тоже была возможность души свои спасать". - "А мне это не нужно!" И здесь, если бы я растерялся, а потом начал из книжек проповедовать, что это всем нужно, что без этого нельзя, они бы сразу почувствовали, что это фальшь, что я просто заученные слова говорю, а в душе у меня другое. Но православному человеку легко - я ведь там послушание несу! Я так и говорю: "Не нужно - значит, не нужно, я никого не собираюсь принуждать. Вообще - пошел бы я разве к вам по доброй воле? Приятно мне это, что ли? Никогда бы не пошел! Это послушание мое, я здесь должен служить". Говорят: "Мы, батюшка, совсем не против". Вот так проверяют они, чего ты стоишь.
Преступники
Был у меня поначалу такой помысел, искушение: как их там причащать на зоне? Нельзя их причащать. Это же потерянные люди: человек, когда тяжкие убийства совершает, у него же психика меняется и все мировосприятие. Какая-то грань переходится, за которой человек не может тем же остаться. За грехи такие надо епитимью накладывать. А епитимья - это что? Это отлучение от причастия. Но если им епитимью сообразно их преступлениям давать, это они по 20-30 лет причащаться не будут! И останутся, значит, без всякой помощи. А как там без помощи? Церковь - единственное, что их на зоне может спасти, там все так устроено, что исправиться, перевоспитаться невозможно, а можно только дальше падать.
И помысел этот отошел. Так сложилось, что более года епитимью не назначаю. Если кается человек искренне - значит, что-то осталось в душе. В общем-то, это такие же люди, только попавшие в беду. Есть там и невиновные, есть такие, которые за небольшие провинности большой срок получили. У нас ведь как бывает: увел какой-то человек мать семейства, соблазнил, семья распалась, дети несчастливы, и женщину погубил. А другой телевизор в этой семье украл. Чей грех больше, какое "воровство" тяжелее для семьи? Но первому от людей - почет да уважение за молодечество, а второго - в тюрьму. Так что суд человеческий не может быть справедливым.
Но если сидит человек за дело - хорошо это, что хоть какое-то он наказание несет, какие-то страдания претерпевает за то, что закон Божий попрал.
Община строгого режима
У нас там большая территория за колючей проволокой - три зоны: две общего режима и одна строгого. Всего примерно 4500 человек. Та, которая строгого режима, гораздо лучше: там есть какое-то постоянство, там люди надолго устраиваются жить и не портят жизнь себе и другим мелкими пакостями. Складывается какая-то община, какие-то отношения. А на зоне общего режима нет постоянства, люди меняются, отношения выстраивать не стремятся. И дисциплины там меньше.
На зоне строгого режима есть у нас церковь и при ней постоянная церковная община, 15 человек (остальные - "праздничные" и "пасхальные"). У них есть свой староста, замечательный человек. Я ему очень благодарен за помощь. Он, конечно, по природе своей никакой не преступник - живи он в старые времена, никогда бы преступником не стал. Он дружинник по натуре, воитель. Служил он в десантных войсках, потом его за участие в драке посадили. Уже будучи старостой, он все, что я им приносил с кануна (печенье, мед), раздавал старикам, которые на зоне живут.
За время служения у меня сложилось убеждение, что на зоне необходимы два направления работы: создание церковной общины и отвоевывание для нее духовного пространства. Без общины нет спасения. Человек быстро разочаровывается в своих силах и отчаивается. Община держит его в этом момент: "Где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди них", - говорит Господь.
В нашу общину пришли те, у кого какой-то образ Церкви в сердце сохранился. У кого мать верующая, родственники, кто сам в детстве крещен был, кому в письмах пишут: "Ты крестик свой носи…" - за кого дома молятся… Некоторые сначала приходят просто развлечься. (Там это тоже развлечение, им же делать нечего совсем. Работают на зоне - 10% - раньше 100% работали, остальные, как тюлени, валяются на нарах, в потолок плюют, телевизоры и видео смотрят, там - боевики всякие, насилие, т.е. то, за что они здесь и сидят. Летом некоторые спортом занимаются - в настольный теннис играют, а так делать совсем нечего).
У общины этой свой устав, уклад. Служба бывает раз в две недели, но каждый день они вместе собираются на утреннее правило, а после него вместе читают три канона и акафист. И вечером правило. Администрация уже знает и не препятствует им собираться. Все они с большим благоговением делают. В алтарь без благословения никогда не войдут, а кого благословили - входят с величайшим трепетом. До того как на зону попасть, они в храм не ходили, не знают, как там обычно себя ведут, поэтому обо всем этом из книг узнают. А в книгах что написано? В храме стоять на одном месте, не разговаривать, сосредоточенно молиться и бороться с помыслами, которые тебя отвлекают от молитвы. Вот они и стоят, за всю службу с места не сдвинутся, даже с ноги на ногу не переступят, с благоговением, трепетно. С помыслами борются. Приходят к такому как-то раз во время молитвенного правила, о чем-то спросить, а он стоит, внимания не обращает. Перед ним уже руками машут, на часы показывают, на аналой ложатся перед носом, а он стоит, не шелохнется. Делать нечего, 40 минут так ждали. Он молитву закончил, из церкви вышел, дверь запер и только после этого спрашивает: "Что случилось-то? - "Да нам это вот нужно!" - "Да это не ко мне, - говорит, - это к такому-то обратитесь!"
Храм
В храме они все своими руками сделали: рамы резные для икон, подсвечники, дарохранительницу даже. С удовольствие делают и красиво. Надо только им образец принести показать, они по образу сделают. А изнутри, от себя они, конечно, пока не могут, потому что нет в них еще духа церковного, не знают, они этого, не видели. Как-то им администрация поручила расписать храм, иконы написать - тем же зэкам, что плакаты всякие малюют. Так это ж страшно смотреть, что получилось! Приходишь - на тебя зэки со всех стен смотрят, лики зеленые, красные! Уж лучше купить софринских картонных икон и в рамочки резные вставить.
Между двух огней
Это все - о зоне строгого режима. А на зонах общего режима молитвенные комнаты находятся в штабах, в одном помещении с воспитательными отделами. Тяжело это, мешает очень. Церковь на зоне должна быть духовно независима и от зэков, и от администрации (конечно, соблюдая какие-то необходимые правила). Пока же она остается как бы под крылом лагерного начальства. А для человека с зоны идти молиться в блок администрации - это большое препятствие и искушение. Он там себя не очень уютно чувствует, и на зоне к нему может недоверие возникнуть - мало ли зачем он туда пошел? Мы уже просили администрацию перенести эти молитвенные комнаты, есть там такая возможность. "Платите, - говорят, - миллион - перенесем". А ведь им это никаких денег не будет стоить, заключенные сами все сделают, все перенесут и обустроят с большим удовольствием. Но нет, начальству это не нужно. Пока формально подходят - для галочки, для отсчета. С них спрашивают: какую воспитательную работу ведете? Они отчитываются: вот, есть молитвенная комната, священник приезжает.
Зэки некоторые тоже могут попытаться как-то использовать церковь в своих интересах - церковь ведь не станут "шмонать", обыскивать, значит, там можно что-то припрятать недозволенное. Церкви нужно сохранять независимость и от той, и от другой стороны.
Можно было бы, конечно, пойти и по другому пути: прийти с подарками, попросить администрацию, чтобы всех собрали, подарить подарки, поговорить о том о сем. Так, может быть, больше бы людей в церковь пришло, да и потом бы приходило. Да не может быть, а точно больше! Но насколько это будет серьезно, глубоко?
Протестанты, например, так и делают: приезжают, дарят подарки разные, улыбаются. У них получается что-то вроде тусовки. А что бы зэкам не потусоваться? Это никаких усилий от них не требует. Глубоко-то протестанты не копают, им этого не нужно, но у них отчетность строгая: выделили деньги на программу, нужно отчитаться, сколько потратили, на что, сколько зон обошел, сколько людей привлек. Их стиль на зоне - приспособиться. С администрацией они - одни, с зэками - другие, но тоже "свои в доску".
А если серьезно подходить, то не может быть такой жизни - сразу и по тем, и по другим, и по третьим законам. Нужна свобода духовная, которая в Церкви дается, надо почувствовать ее и стоять в ней, не приспосабливаясь ни к кому. Несколько лет назад был у нас на зоне строго режима один очень серьезный конфликт между церковной общиной и местными "блатными". На зоне для разбора таких конфликтов есть "смотрящий", который судит по воровским законам, и как он рассудит, так зона свой суд и вершит. И вот дело дошло до драки, староста взял в руки железный лом. "Смотрящий" рассудил и говорит: "Ты же знаешь, что по закону тебе должны сломать руку?" Он говорит: "Ломайте!" И руку протягивает. "Но тогда я им по закону должен голову проломить". "Почему?" "Потому что разве это по человеческому закону - в алтаре, в святом месте, спиртное хранить?" Смотрящий говорит: "Мне не так об этом сказали". Расспросил, как дело было. "Все, - говорит, - вопросов нет больше". Слава Богу, обошлось все, но староста ведь не отступился и готов был стоять до конца. Такая твердость нам необходима постоянно, чтобы иметь свое духовное пространство в этом аду. Кто-то должен совершить подвиг, не подчиниться никакому влиянию, давлению, поскорбеть за истину, и тогда Господь освятит это место.
Воровской закон
С некоторыми вопросами я впервые на зоне столкнулся. Даже не понял поначалу. Например, там у них есть такая категория - "опущенные". С ними по законам зоны никто не может даже из одной посуды есть. И вот для других зэков, которые только-только к вере приобщились, на Причастии смущение: Чаша-то одна, лжица одна! Как же им из одной чаши причащаться? Приходится объяснять им, что нет здесь для православного человека никакой преграды, и что не будет никогда отдельной чаши - это кощунство самое настоящее!
Но законы зоны во многих въедаются крепко. И разделения все, и стиль поведения, который тебе по "статусу" полагается. Как-то идет у нас служба в храме. Пришел один и стал раскорякой посередине, спиной к алтарю. Ко мне лицом, весь перекособочился, руки в бок. Я после молебна спрашиваю: "Это что было такое? Что за раскоряка? Оказалось, "авторитет" местный. И ведь он ничего плохого не хотел, оскорбить там или еще что-то. Он просто по-другому уже не может.
Изменение души
Люди, к которым я прихожу, очень трудно, долго и почти незаметно меняются. Что им больше всего мешает к Богу прийти? Злопамятство, которое они в душе носят. На жизнь, на людей. И злопамятство это - такая печать, что человек вроде и пошел бы, да что-то его не пускает. Такая там брань внутренняя идет, такое напряжение, что воздух от него звенит. Но злопамятство это отступает и побеждается, если ты кому-то какую-то милость, утешение подал. С кем-то поговорил или, наоборот, промолчал, кому-то в чем-то помог. Поэтому начинается там все не с молитвы (какая у них там молитва? начало только), не с поста (ну какой там пост), а с милости, которую кому-то оказал. Добрый, от сердца, поступок - это прямой путь к тому, чтобы почувствовать присутствие Божие и Его помощь, благодать, любовь. Преподобный Исаак Сирин говорит: где милость совершил, там и Бог рядом. Только так они и могут почувствовать присутствие Божие - тут сразу и помощь от Него, и утешение. И потребность уже и каяться, и поститься, и молиться.
Иеромонах Ярослав (ШАДРОНОВ), пос.Вадино, Смоленская обл.