Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

Г.Новоалтайск, «Лампада»

О ДОБРОТЕ И ПОТВОРСТВЕ

Одна из интереснейших книг - Толковый словарь В.И.Даля. Прямо история государства Российского в пословицах, поговорках, острых словах, обрядах, обычаях. У В.Даля - объяснение многих искаженных сегодня или забытых понятий. А самое важное, что все это он не сам придумал, а просто собрал и записал то, что давно считается народной мудростью.

Мы теперь перестали понимать нормально даже такие слова, как добро и зло. У В.Даля "добрый человек, хвала двусмысленная: не видно, есть ли воля и ум. От добрых людей мир погибает, от потворщиков… Доброта без разума пуста…" Очевидно, про такую доброту говорят, что "благими намерениями вымощена дорога в ад".

Я как-то читала о педагогическом эксперименте на крысах. От злых крыс вывели потомство и отдали на воспитание злым и добрым крысам. Как вы думаете, у каких выросли добрые крысы? У злых. Злые крысы смогли своей жестокостью переломить жестокость крысят. Самые злые крысы выросли у добрых…

Рождается человек, и с самых первых дней начинается борьба: что победит в ребенке - добро или зло? Кто кого? Ребенок - плачем, родители - терпением, отвлечением. Если на первом этапе потакали, то на втором будет гораздо сложнее сломить капризы ребенка, уже начинающего привыкать к тому, что все его желания исполняются. Когда ребенок почти взрослый и становится ясно, что в его характере есть плохие качества, сломить эти годами пестуемые навыки бывает очень и очень трудно.

Теперь установился новый метод воспитания: ни за что не бить ребенка. А многие это воспринимают так, что не нужно и наказывать вообще. Но два ли в педагогике можно открыть что-то радикально новое… Ведь недаром же "за одного битого двух небитых дают" (здесь не идет речь о безсмысленной жестокости), "не ладны те ребятки, коих не журят ни батьки, ни матки".

Вспоминаю рассказ одного мастера спорта. В детстве он был ленив, любил поспать и побездельничать, но, когда стал заниматься, родители и тренер были строги с ним, не давали спуску, не потакали его слабостям и выработали в нем удивительную работоспособность. Он очень благодарен им, что с ним не цацкались. Так что, мамы, будьте действительно добрыми, а не добренькими.

В.Белов в своей книге о народном быте "Лад" пишет: "Иной раз и родимая маменька не мила, когда будит в рассветный час, жаль и ей родимое чадо, но что сделаешь? Зато потом не будет страдать ни от позора, ни от стыда". Не все то добро, что добром хочет казаться. Когда человек тонет, то ему надо обязательно бросить спасательный круг. А если человек учится плавать, то безконечное бросание ему спасительного круга так и не научит его плаванию. Если у пьяницы кончились деньги, и он находит добрых людей, которые дают ему взаймы, он так и не бросит пить. А действительно ли добры люди, которые помогают пьянице пить? Если пословица: "Знай толк, не давай пьянице в долг". Эта ложнодоброта существует и в церкви. Опоздал человек в храм, купил свечу, а вокруг люди, и к праздничному подсвечнику не подойти. Ему бы подождать или поставить на ближайший подсвечник. Нет, передает по людям. Иногда в самое неподходящее молитвенное время. И сам опоздал, и других отвлек. Нужна ли Господу такая свеча? А к кому добры люди, которые ее передают?

Казалось бы, мелочь - опаздывание. Но добрый человек, бывает, часами ждет расточителя чужого времени. Нам преподали пример в Германии, как надо вести себя с такими нарушителями. О немецкой пунктуальности ходят легенды. Они даже во время войны на обед не опаздывали, и к ним с обедом тоже. А когда я была туристом в Берлине, нас предупредили, чтобы мы не опаздывали, ждать не будут. Первое берлинское утро. В восемь часов автобус должен увезти нас из гостиницы на завтрак. Ровно восемь. Автобус плавно отъезжает. В автобусе - полгруппы. Даже о тех, кто выходил из дверей гостиницы, не спросили, наши ли они. На другое утро - то же самое. На третье без пяти минут восемь все сидели на своих местах… Так ли уж жестоки были к нам немцы?

Всегда ли мы правильно понимаем, как ведем себя сами и поступают с нами? И опять вспоминаются всякие, казалось бы, мелочи. Например, бойкот. Это было очень суровое наказание, когда с тобой переставали в знак протеста против каких-то твоих действий разговаривать. Хорошо, когда намучившись, обреченный просил прощения и исправлялся. Плохо когда находился сердобольный, который из ложной добродетели нарушал молчание и тем снимал тяжесть окружающего безмолвия. Были раньше бойкоты и у солидных мужей, когда совершившему неблаговидный поступок отказывались подавать руку для приветствия. Раньше боялись, что с тобой перестанут говорить, здороваться. У наших предков люди жестокие становились изгоями. Например, полугодовая отсрочка, выдаваемая приговоренным к ссылке преступникам, от которых общество отрекалось, называлось волчьим билетом. Жить с волчьим билетом было страшно. И люди боялись человеческого осуждения не меньше, чем самой ссылки. Сейчас многих пугает боязнь быть недобрым, смущает кажущаяся доброта. Переложил на себя чужую нагрузку, снял с другого возможность самому трудиться и при этом делает из опекаемого страдальца: "Он в таких трудных условиях, ему тяжело". Конечно, плохо, когда человек остается один, без помощи. Но иногда помощь ведет к иждивенчеству.

Стали частыми случаи, когда человек ведет себя плохо, а вокруг делают вид, что ничего не происходит. Всем не хочется быть недобрыми. Но если ты действительно добр, то найди время, место и тон, чтобы поговорить с человеком и помочь ему. На самом деле изобрести здесь что-то новое невозможно. Или ты действительно добр, или ты потворщик злу. Третьего не дано. А тем, кто пытается изобретать, хочу напомнить слова, дающие объяснение этому: самохотение, своеволие, своеумие, самодурство, самоуверенность, упрямство, гордячество… Говоря языком церковным, грехи, связанные со смертным грехом гордости.

Все имеет пределы. И то, что порой нам кажется большой добротой, на самом деле может быть крупным злом.

Лидия ЕГОРОВА, член Союза писателей г.Москва