Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Вознесение», Ржев

ТРОЕКУРОВСКИЙ ЗАТВОРНИК

Будущий прозорливый старец Амвросий Оптинский от старца Илариона услышал пророческие слова: "Иди в Оптину! Ты в Оптине нужен!" В келии, рядом с другими почитаемыми о. Амвросием лицами, было изображение и Троекуровского затворника.

О. Иларион родился в с. Зенкине Раненбургского уезда Рязанской губернии в многодетной семье. Почти все время он проводил в доме деда по матери П. И. Кабасонова, человека благочестивого, великого постника и неустанного молитвенника.

Илариону шел 14-й год, когда дед его умер, но решение посвятить себя Богу уже твердо сложилось. Родители решили его женить, но в день свадьбы он, вернувшись из храма, ушел из дома в Киев. Он долго странствовал. Когда Илариона по требованию жены выгнали из очередного монастыря, он поселился недалеко от с. Головинщины, в Воловом овраге. Тут для него началась жизнь настоящего подвижника. Он выкопал себе несколько пещер. Большой камень служил ему столом. К литургии он ходил иногда в село Головинщину. Смиряя себя молитвенным трудом, он иногда в знойный день на открытой поляне полагал по три тысячи поклонов. Летом и зимой питался одной редькой, которую сажал сам, даже хлеба не ел. Воды вблизи него не было, и он пил воду дождевую. И летом, порой дней по десять, оставался без воды. Однажды во время Великого поста он в церкви упал в обморок, потому что 18 дней не ел ничего. И когда его привели в чувство, увидели на нем тяжелые вериги и сорочку из медной проволоки. От нее все тело у него было в ранах, а на его постели из жестких сучьев видны были следы крови. Затворник не носил обуви. На нем была длинная рубаха из холста и халат из белой материи - вот вся его одежда на все времена года. Молва о дивном подвижнике стала распространяться, и к нему пошел народ, ища вразумления и его молитв. Когда к его подвижнической жизни решили присоединиться еще несколько человек, с водой стало еще труднее. Сколько ни копали они землю вокруг, ничего не находили. Однажды после долгой молитвы о воде о. Иларион заснул и, проснувшись, увидел около себя прекрасный куст цветов, которого раньше не было. На этом месте и открылся ключ чистой воды, которая и поныне считается целебной.

Однажды старца обвинили в безнравственности, и он был подвергнут шестимесячной епитимии в монастыре. Когда он вернулся к своим пещерам, те уже были разрушены. Помещик с. Троекурово Раевский, желавший служить церкви и людям духовной жизни, взял его к себе, где старец провел последние 39 лет своей жизни.

Живя в Троекурово, батюшка до самой смерти никуда не выходил из келии, кроме церкви, и к себе мало кого допускал, а посетителям отвечал через келейников. Один из них, Спиридон, рассказывал, как они с батюшкой на литургии в Светлое Христово Воскресенье приобщались Св. Христовых Таин. Келейник вдруг увидел, как вокруг старца шли и из него исходили, подобно молнии, лучи. Когда они вернулись в келью, о. Иларион спросил: "Спиридон, ты видел что-нибудь в церкви?" Келейник сказал, что видел исходящие от него лучи. А батюшка рассказал ему, что видел Госпожу неописанной красоты в белом, как снег, платке, опоясанной голубой лентой и в венце с блестящими камнями.

Много сохранилось рассказов об исцелениях, совершаемых по молитвам о. Илариона. А поносившие старца были жестоко наказаны. Так, один петербургский богач, проезжая через Троекурово, решил посмотреть на о. Илариона из любопытства. Оскорбленный тем, что келейник предложил ждать до окончания старцем молитвенного правила, богач сильно рассердился и ушел в гневе. Старец позвал келейника и сказал: "Даст Бог, воротится, догони его и дай эту просфору". Тот застал богача, неожиданно ослепшего, у церковной ограды, держащегося за нее руками. Келейник довел его до коляски, и в ту же минуту, как он подал ослепшему просфору от имени о. Илариона, тот прозрел. Он возблагодарил Бога, раскаялся в своем осуждении и всю жизнь оставался привязан к старцу. Молитвами старца впоследствии образовалась Владимиро-Дмитриевская женская обитель. Старец преставился 5.11.1853 г. на 95 году жизни. Более 10 тыс. человек пришли отдать ему последний христианский долг. Свидетельствовали, что все пять дней келия его и храм Божий были наполнены неземным благоуханием, исходившим из гроба почившего.

Троекуровский помещик В. А. Раевский на месте погребения поставил со временем и освятил деревянную церковь. Ее главный престол был устроен в честь Владимирской иконы Божией Матери; другой - во имя преп. Илариона Великого. В правой стороне храма, вместо придельного престола находится пещера, которую старец своими руками приготовил для упокоения своих останков. Спустившись ступеней пять вниз, можно увидеть резную гробницу, покрытую серебряно-золоченой доской с чеканным изображением старца. Старец Иларион Троекуровский прославлен в лике местночтимых святых. Его икона находится в Казанском соборе г. Лебедянь.

Л.В. Яковлева