Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Православное слово», г.Нижний Новгород

ОСТОРОЖНО: НЕОФИТ

Японская поговорка гласит: когда в семье рождается ребенок, вся семья учится говорить. Перефразируя эту восточную мудрость, можно, к сожалению, сказать: когда в семье появляется христианин, все его близкие становятся мучениками…

В христианстве я 12 лет. Много это или мало, не знаю. Для кого-то, может быть, и мало. Для меня порядочно. Почти полжизни. За этот промежуток времени я прошел разные стадии своего становления как христианина. Не обошли меня и церковные болезни. Прошу меня правильно понять: я не хочу сказать, что мое нынешнее состояние можно охарактеризовать как состояние духовного здоровья. Надеюсь, что мой ум не настолько помутился, чтобы этого не понимать. Просто переболев какими-то церковными недугами, начинаешь их лучше видеть и замечать… Многие болезни, может быть, не ушли, а только притаились, приняв другой облик.

Но прежде о терминах. Все духовные недуги, о которых пойдет речь, будут именоваться одним словом: "неофитство". В Церкви сложилась традиция, согласно которой считается, что неофит - человек, не пробывший в Церкви десяти лет. Но дело не только во времени. Неофитом можно остаться на всю жизнь. Этот период можно сократить. Можно ли его миновать? Не знаю. Не уверен. По крайней мере, все мои знакомые и я сам прошли через этот отрезок времени, кажущийся таким возвышенным и прекрасным, потому что Господь подает воцерковляющемуся человеку, по словам Макария Великого, "залог" Святого Духа. Но людям, окружающим нас в период нашего духовного младенчества, небо с овчинку кажется от напыщенных поучений, фарисейских молитвословий… Достаточно вспомнить о недавней истерии, развернутой вокруг пресловутых штрих-кодов. По этому вопросу было опубликовано постановление Священного Синода. Но решение Синода для наших православных не указ. Известный всему русскому православному народу архимандрит Иоанн (Крестьянкин), которого с полным правом называют старцем, пишет: "Сейчас эти документы в том виде и с такой подачей опасности для нас не представляют…" Но даже мнение такого человека, как отец Иоанн, для неофитов - ничто. На все доводы и аргументы у них имеется свой лом, против которого, как известно, нет приема: "А наш батюшка сказал…" У католичества есть синоним - папизм. Боюсь, что православие нам скоро придется назвать - попизм. И если у католиков мнение папы - закон, то у нас на каждом приходе свое католичество в миниатюре…

Английский писатель Честертон сказал: "Он был здоров душою, ибо знал скорбь". Неофит душою болен, ибо не ведает скорбей, жалости и милости. На все случаи жизни у него имеются правила, на любую человеческую боль - прописные истины. Но его истина убивает, а не животворит, уводит в рабство, а не делает свободным. Сам неофит бодр и оптимистичен. Правда, его оптимизм - за счет других. Это оптимизм людоеда. Он построил из обрядов и закона высокий замок и оттуда взирает на копошащихся червей…

Напрасно неофитов иногда сравнивают с фарисеями. Фарисеи этого, право же, не заслужили - они знали за собой тайные грехи, и слова Спасителя устыдили их. Неофиты не имеют грехов. Не знаю, о чем они часами каются на исповеди. С уст их не сходят слова: "Простите меня, грешную… аз есмь пучина греха…" Но когда они узнают, что их ближний делает что-то, что не вмещается в их благочестие, они превращаются в того самого должника, который за свои сто динариев готов был задушить… "Ты постоянно болеешь - видно, у тебя много грехов. Тебе надо покаяться!" Я вполне готов предположить, что Книгу Иова они не читали и о друзьях Иова они не слышали. Но о русских православных святых, которые болели всю жизнь и от слабости иной раз не могли пошевелить рукой, должны бы знать. По их логике Амвросий Оптинский и Игнатий Брянчанинов - самые отъявленные грешники…

Какая бы давняя дружба ни скрепляла нас с неофитом, - все рушится в один момент, когда он узнает о вас нечто. Это может быть что угодно: от ношения платья с открытыми плечами до смотрения телевизора. Тогда вашу дружбу уже ничто не спасет. Духовник, сам недавно принявший священство и крещение, но всемогущий в своих глазах от сознания власти, скажет, скорбно качая головой: "Надо бы вам прекратить общение". И все. Напрасно приходил Христос. Напрасно Он собирал "расточенная". Напрасно он трудился. Горе-духовник все разрушил в одно мгновение. Но для неофита он - Бог. И слушаться его надо безпрекословно.

Способен ли какой-нибудь грех привести неофита в чувство покаяния? Личный опыт общения с ними показывает, что даже впадая в откровенные, грубые грехи, такие, как блуд, человек с подобным устроением души непостижимым образом умудряется оставлять за собой право осуждать других и даже имеет "самодвижную" Иисусову молитву. Он бодр и весел. В первые же дни своего христианства он овладевает "благочестивым слэнгом", вроде "Ангела за трапезой!" или "Спаси Господи!" Помнится, одна девушка за столом попросила у соседа: "Благословите чайник!"

Неофит влюблен в себя. Он обожает свою праведность. Ко всему прочему, он - пророк. Да, да он знает волю Божию. Это святые смиряли свою плоть, чтобы проснулся дух, умаляли свою волю, чтобы познать волю Божию. Для неофита все проще. Воля Божия - это то, что он делает. Он не скажет: "Прости, я тебя сильно подвел из-за своей невнимательности". Нет - "это воля Божия была мне проспать, поэтому я опоздал на деловое свидание, и ничем не могу тебе помочь". Человек, которого при этом оставили в беде, думает, что это Бог его оставил. Немало нужно веры, чтобы понять, что оставил тебя не Бог, а равнодушный неофит…

Однажды меня угостили яблоком. Я сердечно поблагодарил и хотел обтереть его (оно было все в песке), но меня удержали от этого кощунственного шага. "Ты что, этого нельзя делать! Это же песочек с могилки святой!" Не помню дальнейшую судьбу этого яблока: по-моему, я все-таки его помыл. Кроме яблок с песком неофиты едят и более экзотические вещи. Цветы, которыми украшается храм в праздники - особенно цветы, украшающие плащаницу, алтарь, чудотворные иконы, уносятся с собой, сушатся и поедаются, либо в натуральном виде, либо завариваются как чай.

Церковные болезни тяжелы. Люди, ими болеющие, доставляют много скорбей окружающим и в первую очередь - своим домашним. Людям, далеким от Церкви, они затрудняют дорогу в нее. Человек, искренне интересующийся религиозной жизнью, увидев такого "святошу", по нему сделает заключение о всей Церкви. Конечно, можно ему объяснить, что о христианстве мы должны судить по христианским святым, а не по первому попавшемуся прихожанину. Но бывают такие встречи с восторженными христианскими "пионерами", раны от которых очень долго не заживают…

Церковь мучительно болеет неофитством… Да, болезнь тяжела. Но Христос сильнее наших грехов. И Он исцелит нас.