Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Православная вера», Саратов

КРЕСТ НА МОГИЛЕ

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Христианство, когда с прекращением гонений это стало возможным, украсило могильный холм победным знамением нашего спасения, святым крестом, осенившим место упокоения сораспявшихся Христу.

Практика первых христиан погребать тела своих усопших в катакомбах - подземных храмах - послужила основанием тому, что когда начали строить открытые надземные храмы, стали в них погребать святителей и других лиц, оказавших услуги Святой Церкви или данному храму. Этот обычай получил широкое распространение и на Руси. У нас тела усопших иногда полагались в каменные гроба, которые, плотно замурованные, поставлялись или в специальных нишах в стене, или поверх церковного помоста. Иногда гроба опускались в землю и над местом погребения устроялось надгробие с непременным изображением креста.

В древней Руси в дни памяти усопших панихиды обычно совершались "туто, где кто лежит". При этом на самую могилу или надгробие ставились в кружке мед и на блюде кутия с крестом на ней из сладких овощей. А так как крест всегда святыня, как бы и где бы он ни был изображен, то и перед изображением его на кутии возжигается свеча.

Когда поминовение совершается на место погребения, там некоторой святыней является самая могилка, на которой возжигаются свечи и совершается каждение, подобно тому, как совершается оно окрест предстоящего гроба.

Когда предстояло совершить в храме панихиду по погребенным не в этом храме или вне храма, то для кутии и свечи поставлялся особый стол, прилично украшенный. Так как погребенных вне храма больше, чем погребенных в храме, и значительно чаще приходилось служить панихиды не над могилами, то явилась необходимость иметь особый стол для поставления кутии. Но большой стол в наших малых храмах занимал бы много места, поэтому появился специальный квадратный столик на четырех ножках. Однако один столик не мог быть святыней, перед которой должно совершать каждение, поэтому явилась необходимость украсить этот столик тем изображением, каким украшается напоминаемый им могильный холм - святым крестом с изображением на нем Господа. Так явился в храме постоянный поминальный столик с утвержденным на нем Распятием и шандалами для свечей. Поставление его при заупокойных службах посредине храма, подобно тому, как для полиелея или праздничного молебна поставляется на середине икона праздника, сделало канунницу как бы своеобразным заупокойным "праздником", перед которым православные по любви к усопшим и в память их обильно возжигают свечи не только во время заупокойных служб, но и в другое время, подобно тому, как перед чтимой иконой в праздник ее. Так как поминальный столик предназначается главным образом для поставления на нем заупокойного "кануна" - кутии и меда - то он получил название канунницы.

Епископ Афанасий (Сахаров)