Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Покров», Екатеринбург

СВЯТОЙ ПРАВИТЕЛЬ

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся в 2000 году, было установлено празднование Собора Санкт-Петербургских и Ладожских святых в неделю третью по пятидесятнице. В число Петербургских святых включен и святитель Петр Цетиньский, бывший черногорским митрополитом в 1784-1830гг.

† † †

Будущий святитель родился в 1748 году в Негушах, от набожных родителей Марка и Ангелины. Брат его деда Дамиана - знаменитый владыка Даниил - первым из семьи Петровичей-Негошей стал черногорским митрополитом. После смерти Даниила его преемником стал дядя св.Петра - Савва, и с тех пор митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в семьей Петровичей, переходя от дяди к племяннику.

Живя в Цетиньском монастыре, будущий святитель учился книжной премудрости; в двенадцать лет был пострижен в монахи с именем Петр, а в семнадцать - рукоположен в иеродиакона. В 1765 году молодой монах совершает путешествие по России, а через год стал ближайшим помощником митрополита Саввы, который рукоположил его в иеромонаха, а потом сделал его архимандритом. В 1784 году св.Петр был рукоположен сербским митрополитом Моисеем в митрополита Черногорского, Скендерийского и Приморского.

Через год скадарский паша Махмуд Бушатли напал на Черногорию, сжег Цетиньский монастырь, на обратном пути опустошив Приморье. К счастью, с собой из России Владыка привез картофель, не известный до тех пор в Черногории, и это спасло многих от голодной смерти.

С первых шагов на родной земле в новом сане святитель стал бороться с обычаем кровной мести, который был настоящим бичом в Черногории. Целые семейства погибали из-за взаимной вражды, многие из страха за свою жизнь даже бежали в Турцию, где принимали ислам. Святой Петр где уговорами, где угрозой проклятия мирил поссорившиеся семьи.

В 1796 году Махмуд-паша вновь напал на Черногорию. На скупщине в Цетинье главы всех племен подписали договор, названный "стега" (Сплочение), в котором клялись помогать один другому и "пролить кровь свою за христианскую правую Веру". У селения Мартиничи черногорцы под предводительством своего владыки разбили турок. Сам Махмуд-паша был тяжело ранен, св.Петр оценил эту победу как "чудо от Самого Господа Бога совершившееся, Которому славу и хвалу приносим". Однако вскоре Махмуд-паша вновь вторгся в Черногорию; у села Крусы черногорцы в упорном бою разгромили турок, а Махмуд был убит и голова его отнесена в Цетинье. Череп скадарского паши и сейчас хранится в особом ларце в монастыре, как напоминание будущим захватчикам об ожидающей их участи.

Победы при Мартиничах и Крусах открыли новую страницу в истории Черногории, которая добилась фактической независимости. Изменилось отношение к черногорцам и у российских императоров; императрица Екатерина II (незадолго до своей смерти) наградила св.Петра орденом святого Александра Невского с бриллиантами, который был послан в Цетинье уже Павлом I, вместе с Георгиевскими крестами для отличившихся. В 1799 году он назначил ежегодную субсидию для Черногории, высоко оценив рыцарство ее жителей.

В 1797 году пала Венецианская республика, ее владения в черногорском приморье отошли к Австрии. Это вызвало смятение среди жителей приморских городов, которые обратились к св.Петру за помощью. Владыка посетил Будву и ее окрестности, установив там гражданское правление.

18 октября 1798 года на скупщине в монастыре Станевичи был принят первый законник, названный впоследствии "Законник Святого Петра". Начинавшийся словами "Во имя Господа Спаса нашего Иисуса Христа" законник состоял из 33 пунктов (по числу земных лет Спасителя) и был принят соборно и единогласно с клятвенным целованием креста. В 1798 году св.Петр учредил первое черногорское правительство "Кулук".

С 1805 года в Черногории начались нестроения с французами, имевшими территориальные претензии. Русские войска приняли активное участие в военных действиях, совершив ряд блистательных совместных побед. Совместные успехи русского и черногорского оружия позволяли осуществить давнюю мечту св.Петра о создании под протекторатом России Славяно-Сербского государства с центром в Дубровнике. С этим предложением он в 1806 году обратился к русскому царю, но поражение русских войск в 1807 году привело к Тильзитскому миру, по которому Бока Которская была уступлена Наполеону. Черногорцы остались с французами один на один. Усилиями святителя, после ряда военных действий, Приморье было присоединено к Черногории. Святой Петр всеми силами продолжал собирание сербских земель; в 1820 году от турецкого ига был освобожден район реки Морача с прекрасным Успенским монастырем.

Вечером 17 октября 1830 года святой Петр призвал своего секретаря Симу Милутиновича и продиктовал ему свое завещание черногорцам. В нем он назначил своим преемником племянника, Радивоя - будущего великого черногорского поэта Петра II Негоша. Заканчивалось завещание такими словами: "Да будет проклят и тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякому, кто бы из вас черногорцев пошел против единоплеменной и единоверной нам России, дай Бог, чтобы у его живого отпало мясо от костей, и не было бы ему добра в этой жизни и в будущей".

На следующий день, на 81 году жизни и после 46 лет архиерейского служения, святой Петр тихо отошел к Богу без болей и смертных мук, окруженный старейшинами черногорских племен, которым он давал последние наставления. "Молись Богу и держись России", - сказал он своему юному племяннику перед смертью. Над его гробом на Вельем гумну перед монастырем старейшины поклялись жить в единстве и подчиняться его преемнику. Святитель был похоронен в монастырской церкви.

Ровно через четыре года - 18 октября 1834 года - по повелению Петра II был отворен гроб и открыты нетленные мощи святителя. Тогда же он был причислен к лику святых, а его мощи положены в открытом ковчеге в церкви монастыря, сразу после прославления были написаны тропарь и кондак.