Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Православное Забайкалье», Чита

КОЛОКОЛА НА РУСИ

Царь-колоколНа Руси колокола стали появляться вскоре после принятия христианской веры. В северные русские земли они завозились с Запада, а в Киев - из византийского города Корсунь (Херсонес), но сведения о них до XIV века очень отрывочны. Отливка собственных колоколов если существовала, то незначительная. Времена были тяжелыми: распри князей не давали спокойной жизни русской земле, а затем появился страшный враг - татаро-монголы. Колокола переходили из рук в руки как ценный трофей в междоусобных воинах, разбивались и плавились в огне пожарищ.

После победы Дмитрия Донского над Мамаем в 1380 году началось собирание русских земель в единое государство - Московскую Русь, которое быстро росло и укреплялось. К XVI веку наполнится оно множеством церквей, зазвучат на русских просторах в полный голос колокола, радуя своим голосом и простой люд, и царей, любивших и бывать на колокольне, и звонить собственноручно, и колокол отлить побольше в ознаменование своего царствования.

К колоколу на Руси с глубокой древности отношение было особенным. Нам достались полные загадок и таинства рассказы, сказки, предания и былины и колоколах, о том, как колокольный звон отводит дьявольские козни, болезни, бури и молнии; как колокол не раз звонил сам по себе, предрекая войну, голод или смерть государя; как за неугодный звон по воле царей колокола "казнили" перед народом: били батогами, отрубали ухо и отправляли в ссылку. Попав в неволю, в чужие земли, колокол мог вдруг замолчать. Так случилось с колоколом Богородицы, который князь Александр Суздальский решил забрать из Владимира, и "колокол не начал звонити, яко же был в Володимере; и виде Александр, яко сгрубил святой Богородицы, и повелел его паки везти в Володимер и поставиша его в свое место, и паки бысть глас яко же и прежде богоугоден".

В чем же загадка колокола? Откуда в нем столько притягательных свойств, столько чудесных сил, обращенных к одушевленной и неодушевленной природе?

Колокол - это предмет церковный. И прежде, чем подняться на колокольню, колокол всегда освящался священником, то есть ему испрашивалось Божие благословение и сила, для чего существовал специальный чин освящения, после которого колокольный звон уже не мог быть пуст и прост. Вот он и утешал, прекращал бури, освящал своим звоном воздух, а человека укреплял в благочестии и вере, наставлял молитвою и славословием противостоять диавольским наветам. Слыша колокольный звон, в старое время народ снимал шапки и крестился, призывая благодать Божию и благодаря за нее.

Через колокол укрепляли русские люди связь с Творцом. Наполняли храмы удивительным изобилием колоколов, от небольших до поражавших мир громадных великанов. Колокола плакали, стонали, молились о русской земле в годы лихолетий. Когда же приходил конец страшной войне, ничто не могло сказать сильнее о народной радости, чем мощные ликующие звоны. Издревле повелось, что самым горьким наказанием для побежденного города и народа, означавшим потерю волю, было лишение колоколов. В междоусобных войнах князья забирали друг у друга вечевые колокола. Государи, воюя, как важный военный трофей привозили иноземные "пленные" колокола. В двадцатые годы минувшего века это страшное лишение постигло всю русскую землю. Богоборцы отняли у Руси колокола; пустые глазницы колоколен и разрушенных храмов взирали на целое поколение людей, не знавших храма, Бога и поднебесного певца-колокола.

Сегодня возрождаются монастыри и церковные приходы, а при них появляются звонницы с колоколами, вновь поющими песнь Богу.