Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Источник всякого благословения у христиан — Бог, но во имя Божие благословлять может человек. "Не человек благословляет, — пишет Иоанн Златоуст, — а Бог его рукою и языком". Благословляя духовных чад своих, священник произносит имя Святой Троицы и, осеняя благословляемого знамением креста, призывает на него благодать Божию и крестную силу.
Благочестивые христиане при встрече с батюшкой говорят обычно: "Благословите, батюшка", и при этом крестообразно — правую поверх левой — складывают руки ладонями вверх перед собой и, наклонив слегка голову, подносят их священнику под благословение.
Священник при произнесении слов: "Бог благословит" или "Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" — налагает на мирянина крестное знамение и кладет на его ладони свою правую руку, которую мирянин целует. Для мирян-мужчин имеет место и другой вид благословения: принимающий его целует руку, щеку и опять руку на наклонную голову мирянина с возложением ладони, может благословить на расстоянии.
В период от Пасхи до отдания праздника (то есть на протяжении сорока дней) первыми словами приветствия являются: "Христос Воскресе", с которыми обычно обращается мирянин, а священник отвечает: "Воистину Воскресе". Благословляющий жест при этом остается обычным.
Распространенная ошибка людей малоцерковных — накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священнослужителя ("креститься на священника").
Священник благословляет верующих именем Господа Иисуса Христа, поэтому пальцы правой руки складывает именословно, то есть так, что они изображают первые буквы IC — Иисус (указательный и средний пальцы) и ХС — Христос (безымянный и большой пальцы). Обычай этот перешел к нам в древности из Греческой церкви. Епископы также по традиции благословляют двумя руками, а также двусвещником и трисвещником на богослужениях.
Как поступить мирянину, если он оказался в обществе, где несколько священников? Общее правило таково, что берут благословение в первую очередь у протоиереев, затем у иереев (вопрос в том, как это различить, если не все они вам знакомы? Некоторую подсказку даст крест, который носит священник:'крест с украшением — обязательно протоиерей; позолоченный — или протоиерей, или иерей; серебряный — иерей). Если вы видите, что взять благословение у всех почему-либо затруднительно, скажите: "Благословите, честные отцы" и поклонитесь. Заметим, что в Православии не принято обращаться "святой отец", как у католиков, но говорят "честный (с ударением на последнем слоге) отче".
Другая ситуация: группа верующих во дворе храма подходит под благословение священника. В этом случае вначале подходят мужчины (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь) — по старшинству, затем — женщины (тоже по старшинству). Если подходит под благословение семья, то вначале подходит муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят: "Отец Петр, это моя супруга. Прошу вас, благословите ее".
Как поступить, если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте. Даже если он в гражданской одежде, вы можете подойти к нему и взять у него благословение, видя, конечно, что это не помешает его делу. В случае невозможности взять благословение ограничиваются легким поклоном.
При прощании, как и при встрече, миряне вновь испрашивают благословения у священника: "Простите, батюшка, и благословите".
Слово Божие учит, что большую силу имеет и благословение, которое преподается мирянами, например, родителями. По древней библейской традиции, берется благословение у родителей при вступлении в брак (оно предшествует благословению церковному), а также перед длительной разлукой. Существует традиция предсмертного благословения. Если родителей нет в живых, благословение на брак можно брать у людей, заменяющих их, любимых родственников.
В церкви также как знамения благословения используются кресты, иконы и другие священные вещи, — эти вещи на Руси называли благословленными и давались они на молитвенную память.
В родительском благословении при вступлении детей в брак в России к благословению иконой добавлялось благословение хлебом-солью как символами домашнего счастья и благополучия.