Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Духовный вестник», Брест

МОНАРХИЯ ИЛИ НАРОДОПРАВСТВО

Иерей Александр ЗахаровЕсли внимательно присмотреться к разным общественным устройствам, видно, что все они имеют достоинства и недостатки. Поэтому самое разумное — довольствоваться тем устройством жизни, при котором родился. Но есть и другое мнение: выяснить, какой образ жизни является наилучшим, и добиваться, чтобы общество управлялось именно таким способом. Правда, сторонники этой точки зрения никак не могут решить, какая форма общественной жизни является наилучшей: монархия или народоправство? Сколько лет существует государственная жизнь, столько лет длится спор.

Если смотреть на историю России в целом, — перевес несомненно за монархистами. Но уже издавна, наряду с убежденными монархистами, у нас были и горячие сторонники народоправства. Пример? Древнерусские республики — Новгородская и Псковская. Многие русские обращались к этому вопросу, чтобы выяснить, что же более соответствует характеру русского человека, запросам его души — единодержавие или республика? На вопрос сей так и нет ответа. И сегодня мы видим, как одни русские люди выступают горячими сторонниками народоправства, другие ратуют за реставрацию в России монархии. И те, и другие — русские. Наивно выяснять, кто более русский — монархист или республи-канец. И москвичи, и новгородцы были одинаково русскими.

Не берусь и я разрешить этот застарелый вопрос. А в такой отвлеченной, абстрактной форме, в какой он обычно ставится, вопрос этот и вовсе неразрешим. Спрашивают, что для людей лучше: единодержавие или народоправство? Прежде надо выяснить, какие люди имеются в виду. Есть мудрое изречение: каждый народ имеет то правительство, которого заслуживает. Это изречение сохраняет свою истинность при любых формах общественного устройства. Если народоправство превращается в самоуправство, анархию и безпредел, значит, жители этой республики заслужили безпредела. Если самодержавие превращается в безжалостную тиранию и самодурство, значит, народ заслужил такого монарха-самодура. И самое глупое — ругать власть. Все равно какую — демократическую или царскую. Ни демократы, ни царь не сделаются лучше от того, что их ругают, не поумнеют, не подобреют, совестливее не станут. Могут либо только напугаться, либо обозлиться. Либо то и другое вместе. И народ еще пуще застонет от таких обозленных и напуганных правителей. И поделом — опять заслужили. Это, дорогие мои православные братья и се-стры, и к нам с вами относится. Среди нас тоже хватает любителей ругать власть. Чего мы руганью добьемся? Эти плохие, а выпросим у Бога еще худших. А чтобы выпросить у Бога хороших, разумных правителей, надо не ругать власть, а молиться за нее, что мы, православные христиане, и делаем за каждым богослужением. Слышите вы ведь, как дьякон за богослужением возглашает: "…о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея…" Правда, у нас это часто в одно ухо влетает, а в другое тут же вылетает. Помолились в хра-ме о властях, а вышли — и давай эти власти "чехвостить"! Дорогие мои! Что заслужили, то и имеем. А если не вразумимся и будем вместо того, чтобы каяться и молиться, продолжать грешить и ругаться, еще худшее заслужим.

Апостол Павел в своих посланиях неоднократно напоминает о необходимости повиноваться и покоряться правительству и властям, что "начальствующего в народе твоем не злословь". А апостол Петр говорит: "Будьте покорны всякому человеческому начальству… повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно (Богу), если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. …потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его: Будучи злословим, он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному" (1 Пет.2.13,18-23). Вот когда бы мы так жили и, как бы плохо нам ни было, за все благодарили бы Бога и никого не злословили взаимно, а весь суд над людьми отдали бы Судии Праведному, то и правителей бы имели праведных. А когда сами грешники — нам грешников Бог и в правители дал. Но Бог силен из грешников сделать праведников. И правителей Господь может переделать, вразумить и умудрить.

Будем же мы не языком только, но умом и сердцем молиться Богу "О богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея…" Только в этом случае увидим исполнение и вто-рой половины сего дьяконского прошения: "…да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте". И посему правильно, что каждый народ имеет то правительство, какого он хочет и заслуживает в преобладающем большинстве своем. Если преобладающие интересы народа находятся в земной, внешне материальной, жизни — такой народ имеет народоправство. Да, у них будут нескончаемые межпартийные склоки, денно и нощно будут интриговать друг против друга, но не откажутся от сего. И не променяют сего на монархию, ибо хоть это и безпокойно и неблагоразумно, но они это любят. И этого хотят. Кто сказал, что человеку свойственно хотеть только покоя и благоразумия? Вспомните школьную классику:

"Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
…Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он мятежный просит бури,
Как будто в буре есть покой!"

Такие "мятежные паруса" хватаются за голову только тогда, когда буря разыграется не на шутку. Когда пули над головой засвищут, тогда они соглашаются, что предпочти-тельнее все-таки тихое и безмолвное житие. Другое дело народ, устремленный главным образом к небу, имеющий преобладающими интересы духовные. Такому народу больше по душе Царь-батюшка, взявший на себя самое трудное на земле послушание — обезпе-чить своим подданным тихое и безмолвное житие, идеальные условия для духовной жиз-ни. Политика и политиканство таким людям совершенно чуждо и неинтересно, поэтому они с радостью отдадут все свои права и полномочия, касающиеся устроения их земной жизни в руки отцу-государю, который бы по-отечески заботился о них и позволил им, возможно менее отвлекаясь на временное, преходящее, всей душой отдаться вечному — духовной, молитвенной жизни. Пока народ русский жил молитвенной, духовной жизнью, главные интересы наши были на небе, а не на земле, мы заслуживали Царя и имели его. Но постепенно дух народный стал все более оземляться, стали являться народные деятели, влюбленные в бурю: Болотников, Разин, Пугачев, декабристы… Сеяли ветер — пожали бурю.

Иерей Александр ЗАХАРОВ, СПб