Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Установил это благословение сам Господь Вседержитель, давая народу Своему первые чины Богослужения. В Библии, в книге Чисел мы читаем: "И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: Да благословит тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывает имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их" (Числ.6, 22-27).
В другой библейской книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, мы читаем: "Весь народ вместе спешил падать лицем на землю, чтобы поклониться Господу своему, Вседержителю, Богу Вышнему; а песнопевцы восхваляли Его своими голосами; в просторном храме раздавалось сладостное пение, и народ молился Господу Всевышнему молитвою пред Милосердным, доколе совершалось славословие Господа, - и так оканчивали они службу Ему. Тогда священник, сойдя, поднимал руки свои на все собрание сынов Израилевых, чтобы устами своими преподать благословение Господа и похвалиться именем Его; народ повторял поклонение, чтобы принять благословение от Всевышнего" (Сир.50, 19-23).
Священническое благословение из Ветхого Завета перешло и в Новый Завет, о чем предсказывал еще пророк Исаия, а его устами говорил Сам Господь: "Приду собирать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам.., которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою… Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь… и будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь" (Ис. 66,18-23).
Первое благословение рукой в Новом Завете преподал Сам Первосвященник Нового Завета - Господь наш Иисус Христос. Он благословлял пищу (Мф. 14,15-19; Мк. 10,13-36); при Вознесении на небо благословил апостолов (Лк. 24,50). По примеру Пастыреначальника это благословение употребляли святые апостолы (1Кор. 10,16); стали употреблять и их приеемники священнического служения - иереи и епископы, что и употребляется по настоящее время.
В чем же сила священнического благословения? Сила этого благословения в имени Божием, возлагаемом на благословляемых. В дни Ветхого Завета священник возлагал Божие благословение именем Иеговы. В Новом Завете оно возглашается именем Иисуса Христа, "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4,12). "Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Фил. 2, 9-11).
Кроме того, великая сила этого благословения заключается и вот еще в чем: священнослужитель, благословляя, осеняет пришедших под благословение крестным знамением, а ведь Крестом совершалось наше спасение, Крест есть орудие и вечный символ нашего спасения; в Церкви ведь и установлено почитание Креста и поклонение Кресту. Следовательно, при священническом благословении мы снова и снова полагаемся под спасительную сень Креста Господня. Крестом побеждены все силы ада, и быть под сенью его есть великое благо для искупленного Христом человека. А при священническом благословении это благо и даруется.
Уже первые христиане особо ценили священническое благословение и просили этого благословения на все случаи как своей личной, так и общественной жизни. В наше время мы пользуемся этим благословением за нашим Богослужением в храме. Но не только в храме, но и при любой встрече со священником, тем более епископом, дома или в пути, будем просить: "Именем Господним благослови, отче!" Да ниспошлет всем нам Свои обильные милости и Благословения Сам Господь Милосердный через сердечные благословения наших отцов духовных!