Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Собеседник православного христианина», Пермь

О СВЯЩЕННИЧЕСКОМ БЛАГОСЛОВЕНИИ

фото Л.Ивановой"И, подняв руки Свои, благословил их" (Лк.24,5). Мы благословляем детей и друг друга словесным благословением. Но есть благословение, которым в церковной практике "меньший благословляется большим" (Евр.7,7), и которое, кроме слова, сопровождается действием рук. Это священническое благословение. "Благословение Господа на вас" или "Мир всем" говорит священнослужитель Православной Церкви за богослужением, осеняя при этом молящихся крестообразно рукою своею. Кто же установил священническое благословение?

Установил это благословение сам Господь Вседержитель, давая народу Своему первые чины Богослужения. В Библии, в книге Чисел мы читаем: "И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: Да благословит тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывает имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их" (Числ.6, 22-27).

В другой библейской книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, мы читаем: "Весь народ вместе спешил падать лицем на землю, чтобы поклониться Господу своему, Вседержителю, Богу Вышнему; а песнопевцы восхваляли Его своими голосами; в просторном храме раздавалось сладостное пение, и народ молился Господу Всевышнему молитвою пред Милосердным, доколе совершалось славословие Господа, - и так оканчивали они службу Ему. Тогда священник, сойдя, поднимал руки свои на все собрание сынов Израилевых, чтобы устами своими преподать благословение Господа и похвалиться именем Его; народ повторял поклонение, чтобы принять благословение от Всевышнего" (Сир.50, 19-23).

Священническое благословение из Ветхого Завета перешло и в Новый Завет, о чем предсказывал еще пророк Исаия, а его устами говорил Сам Господь: "Приду собирать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам.., которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою… Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь… и будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь" (Ис. 66,18-23).

Первое благословение рукой в Новом Завете преподал Сам Первосвященник Нового Завета - Господь наш Иисус Христос. Он благословлял пищу (Мф. 14,15-19; Мк. 10,13-36); при Вознесении на небо благословил апостолов (Лк. 24,50). По примеру Пастыреначальника это благословение употребляли святые апостолы (1Кор. 10,16); стали употреблять и их приеемники священнического служения - иереи и епископы, что и употребляется по настоящее время.

В чем же сила священнического благословения? Сила этого благословения в имени Божием, возлагаемом на благословляемых. В дни Ветхого Завета священник возлагал Божие благословение именем Иеговы. В Новом Завете оно возглашается именем Иисуса Христа, "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4,12). "Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Фил. 2, 9-11).

Кроме того, великая сила этого благословения заключается и вот еще в чем: священнослужитель, благословляя, осеняет пришедших под благословение крестным знамением, а ведь Крестом совершалось наше спасение, Крест есть орудие и вечный символ нашего спасения; в Церкви ведь и установлено почитание Креста и поклонение Кресту. Следовательно, при священническом благословении мы снова и снова полагаемся под спасительную сень Креста Господня. Крестом побеждены все силы ада, и быть под сенью его есть великое благо для искупленного Христом человека. А при священническом благословении это благо и даруется.

Уже первые христиане особо ценили священническое благословение и просили этого благословения на все случаи как своей личной, так и общественной жизни. В наше время мы пользуемся этим благословением за нашим Богослужением в храме. Но не только в храме, но и при любой встрече со священником, тем более епископом, дома или в пути, будем просить: "Именем Господним благослови, отче!" Да ниспошлет всем нам Свои обильные милости и Благословения Сам Господь Милосердный через сердечные благословения наших отцов духовных!