Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

"Фома", Москва

"СОКРУШАЙ ВРАГОВ ОТЕЧЕСТВА"

Беседа с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), наместником Сретенского монастыря (Москва)

- Какие грехи исповедовать священнику на исповеди, если 20 лет уже не исповедовался?

- Исповедовать надо все грехи, которые можете вспомнить. Помочь Вам в этом смогут книги, лучше всего "Опыт построения исповеди" архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Если какие-то грехи вспомните потом, тоже исповедуйте их в таинстве покаяния. Сам Господь будет открывать Вам забытые грехи - это поразительное чувство, когда все ближе знакомишься с самим собой, отметаешь иллюзии о себе, когда все больше тебе, недостойному, открывается удивительный духовный мир.

- Грех ли убивать вражеских солдат на войне?

- Грехом является всякое убийство. Даже убийство в целях защиты ближних. Недаром по церковным канонам, вернувшиеся с полей сражений на некоторое время отлучались от Причастия. Но, конечно, борьба со злом - это совсем другое, чем злодейство или убийство ради корысти или страстей.

Позвольте вспомнить историю, происшедшую много лет назад в Псково-Печерском монастыре. Один молодой монах, обладавший недюжинной физической силой, вошел в храм и увидел компанию хулиганов, один из которых прикуривал папироску от лампады. Не помня себя иеромонах сгреб кощунника и выволок его на паперть. Здесь он поднял его над землей и обрушил на него страшный удар, от которого хулиган в буквальном смысле пролетел по воздуху несколько метров и рухнул без движения. И в самый момент удара молодой иеромонах ужаснулся тому, что он сделал: ведь по церковным правилам он, священник, не должен бить человека. В ужасе, не обращая внимания на дружков поверженного кощунника, с опаской подбиравшихся к своему приятелю, без сознания лежавшему у храма, иеромонах бросился в келью старца, рухнул ему в ноги и со слезами покаялся в совершенном грехе, прося, если можно, прощения.

"Что ты ко мне под епитрахиль лезешь?! - сердито сказал старец. - Это не ты, это Ангел его ударил!"

- Почему в Писании говорится: подставь левую щеку? Очевидно, что это может привести к смерти и даже к вымиранию цивилизации от захватчиков.

- Существует давно укоренившееся и крайне неверное представление о том, что Церковь якобы призывает к покорности злу. На самом деле нет ничего более чуждого православному христианству, чем утверждение о том, что не должно противиться злу. Другое дело, что Христос заповедует нам величайшее терпение, противоположное демонической агрессивности, и за исполнение этого терпения, за миролюбие, за героическое самопожертвование ради мира обещает Свою помощь.

Если обратиться к примеру из истории Руси, то действительно, митрополит Киприан Московский просил Димитрия Донского сделать все, чтобы избежать войны и кровопролития с войсками Мамая. Здесь действительно не раз и не два русские подставили "другую щеку", чтобы попытаться умирить своих противников. Когда же все средства были исчерпаны, преподобный Сергий Радонежский благословил князя на битву и, как известно, даже дал ему двух своих иноков - воинов. Вопрос этот необычайно тонкий. Заповедь любви к врагам - личный подвиг подвижника-христианина, видящего даже в помраченном злобой человеке образ и подобие Божие. Это величайший и благодатный подвиг - любить человека даже в самом искаженном его состоянии, прощать даже самое огромное зло, причиненное лично тебе. И высшая степень самоотречения, доступная и понятная далеко не каждому, - не противиться злу, направленному лично против тебя.

Но совершенно другое, когда христианин сталкивается со злом, обращенным на ближнего или на целое общество. Здесь он не только может, но и обязан сделать все, чтобы это зло было пресечено.

Духовный последователь преподобного Сергия - Серафим Саровский, когда к нему пришли разбойники и, избив до полусмерти, ограбили его, не поднял и руки для своей защиты, хотя был физически необычайно силен. Но он же благословлял воинов на защиту Отечества, не просто убеждал, но и требовал пресечь действия мятежников, посягавших на государственные и духовные устои России. Попустительство злу, так называемое "непротивленчество" (что было, к слову, одной из причин разногласий Льва Толстого с Православной Церковью), является прямым духовным и нравственным преступлением.

Что же касается Чечни, то Россия поступилась очень многим, пойдя на подписание Хасавьюртского соглашения. Это была та же попытка "откупиться", что и при Димитрии Донском. И она также оказалась безуспешной. Вторжение ваххабитских боевиков в Дагестан летом 1999 года буквально вынудило Россию вновь взять в руки меч. Русский патриотизм всегда носил оборонительный, защитительный характер. Полтора столетия назад знаменитый московский первосвятитель митрополит Филарет дал чеканную формулу, определяющую церковный взгляд на патриотизм как на религиозный долг: "Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими".