Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Но перед тем, как изменить свою жизнь - собственным решением и Божией благодатью, - люди заявляют о своем желании быть вместе и начинают к этому готовиться. В этом и состоит смысл обряда обручения. Теперь он часто проходит прямо перед венчанием. Раньше было иначе: человек шел к тому, чтобы свою жизнь с другим не разделить, а сочетать.
Во время обручения жених отдает свое маленькое кольцо невесте, невеста - свое большое кольцо жениху. Это внешне. А внутренне каждый говорит: "Мое сердце будет принадлежать только тебе".
Совместной жизни еще нет. Каждый остается свободен. Но решение принято: вот единственный человек, которому отдана моя жизнь внешне и внутренне - мои цели, устремления, желания.
С одной стороны, обручение не позволяет жениху и невесте вести совместную жизнь. Каждый живет по-прежнему, по-своему - в родительском доме, работает, учится. Внешне ничего не изменилось. Только сердце готовится. С другой стороны, поскольку любое слово человека должно быть подлинным до конца, то, если обручение потом расстраивается, это все равно считается первым браком. То есть его не было - и он был.
В обручении открываются глаза людей друг на друга. Ведь мы боимся: а вдруг заметят мои недостатки? Пугаемся недостатков другого - и не хотим их видеть до последнего. А честный взгляд должен разглядеть хорошее и плохое. Обязательно. Хорошему - радоваться, уметь принимать и не пользоваться им. Плохое покрывать, защищать от него самого человека. Это естественно и просто, но ему тоже надо учиться. В нас раскрывается то одно, то другое - и у обрученных начинают складываться зрячие, неформальные отношения, готовность их развивать. А формальные отношения приводят к таким чудачествам, что диву даешься. Например, общались люди двадцать лет, а потом говорят: "Я тебя знал с хорошей стороны, а теперь знать не хочу!" Значит, не было общей жизни, а была ревность ненасытная (о ней - чуть позже).
Еще одна сторона отношений на расстоянии заключается в том, что люди начинают ценить, уважать свободу другого человека. Свобода - основа всякой любви. Ее противоположность - насилие. Не только физическое, но и нравственное: я требую, чтобы было по-моему. Громко, тихо. Как угодно.
Духовное и психологическое насилие в семье называется ревностью. Человек ревнует не только тогда, когда боится, что супруга или супруг убежит к кому-то, но когда ждет, что его будут ублажать, радовать, выполнять любые желания. И если пойти навстречу таким требованиям, то это не принесет радости никому.
Просить - значит оставлять возможность не делать. И если меня лишают такой возможности, значит, насилие началось, потакать ему нельзя. Об этом и Евангелие говорит устами Христа: Я сделаю вас свободными. Господь ищет от нас именно свободы, а не любви под страхом, по принуждению. Это уже иначе называется.
Одна из главных причин потери любви между супругами - понуждение друг друга к добрым делам: за детьми посмотреть, в магазин сходить, полы помыть. Не умеем мы ценить свободу - свою и других, заботиться о ней. Все нам должны: Бог, супруг, друзья. Мы не просим, мы требуем выполнить наши условия. В противном случае - обижаемся.
Никто ничего нам не должен. Любить можно только свободно и свободных. Дружить - только с равным. Не бывает рабов, влюбленных в своего господина, и господ, обожающих раба.
Если к обручению подойти с верой, чтобы отношения освящались и развивались, то это - великое благо, фундамент, на котором должно будет прийти человеческое счастье, блаженство - о другом. Тогда следующий шаг - Таинство венчания - не будет пустым "штампом" на Небесах, а станет началом иной жизни, ее рождением.