Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

"Православная вера", Саратов

Иван Ильин

О СЕМЬЕ

Природа устроила так, что одно из самых ответственных и свя-щенных призваний человека - быть отцом и матерью - делается для человека доступным просто при минимальном телесном здоро-вье и половой зрелости, так что человеку достаточно этих двух условий для того чтобы, не задумываясь, возложить на себя это призвание. Вследствие этого утонченнейшее, благороднейшее и ответственнейшее искусство на земле - искусство воспитания детей - почти всегда недооценивается. К нему и доселе подхо-дят так, как если бы оно было доступно всякому, кто способен физически рожать детей…

Бывают эпохи, когда эта небрежность, эта безпомощность, эта безответственность родителей начинают возрастать от поколения к поколению. Это как раз те эпохи, когда духовное начало на-чинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи распространяющегося и крепнущего безбожия и привержен-ности к материальному, эпохи безсовестности, безчестия, карь-еризма и цинизма. В такие эпохи священное естество семьи не находит себе больше признания и почета в человеческих серд-цах; им не дорожат, его не берегут, его не строят. Тогда в отношениях между родителями и детьми возникает некая "про-пасть", которая по-видимому, увеличивается от поколения к по-колению. Отец и мать перестают "понимать" своих детей, а дети начинают жаловаться на "абсолютную отчужденность", водворив-шуюся в семье.

Это явление объясняется совсем иначе, а именно заболеванием и оскудением человеческой духовности и в особенности духовной традиции. Семья распадется вследствие переживаемого человече-ством духовного кризиса…

Человеческая семья, в отличие от "семьи" у животных, есть целый остров духовной жизни. И если она этому не соответству-ет, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие круше-ния и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются прежде всего в разложении семьи…

Человек призван к тому, чтобы видеть и любить в любимой жен-щине (или соответственно в любимом мужчине) не только плот-ское начало, но и "душу",- своеобразие личности, особливость характера, сердечную глубину, для которых внешний состав че-ловека служит лишь телесным выражением или живым органом. Лю-бовь только тогда не является простым кратковременным вожде-лением, непостоянным и мелким капризом плоти, когда человек, желая смертного и конечного, любит скрытую за ним безсмерт-ность и безконечность; вздыхая о плотском и земном, радуется духовному и вечному; иными словами, когда он ставит свою лю-бовь перед лицо Божие и Божьими лучами освещает и измеряет любимого человека… В этом - глубокий смысл христианского "венчания", венчающего супругов венцом радости и муки, венцом духовной славы и нравственной чести, венцом пожизненной и не-расторжимой духовной общности. Ибо вожделение может быстро пройти; оно бывает подслеповатым. И предчувствовавшееся на-слаждение может обмануть или надоесть. И что тогда? Взаимное отвращение прикрепленных друг к другу людей?.. Судьба челове-ка, который в ослеплении связал себя, а, прозрев, - проклял свою связанность? Пожизненная унизительность ежедневной лжи и лицемерия? Или развод?

Поэтому семья оказывается как бы естественною школою христи-анской любви, школою творческого самопожертвования, социаль-ных чувств и альтруистического образа мыслей.

Далее, семья призвана воспринимать, поддерживать и переда-вать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, на-циональную и отечественную традицию. Ребенок учится в семье верному восприятию авторитета. В лице естественного авторите-та отца и матери он впервые встречается с идеей ранга и нау-чается воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь; и научается мириться с присущим ему самому низ-шим рангом, не впадая ни в зависть, ни в ненависть, ни в оз-лобление… Только свободное признание чужого высшего ранга научает переносить свой низший ранг без унижения; и только любимый и уважаемый авторитет не гнетет душу человека.

Само собой разумеется, что только здоровая семья может верно разрешить все эти задачи. Семья, лишенная любви и духовности, где родители не имеют авторитета в глазах детей, где нет единства ни в жизни, ни в труде, где нет наследственной тра-диции, - может дать ребенку очень мало, или же не может дать ему ничего.

С сокр.