Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

"Санкт-Петербургские епархиальные ведомости"

СТРАННИК СТЕФАНУШКА

Странник Стефанушка, как все называли его при жизни, родился в 1873 году в эстонской деревеньке Кароли, в семье хуторянина Антипы Крылова. В детстве он был веселым, общительным ребенком заразительно играл на гармони. Но в более зрелые годы в Стефане стала наблюдаться склонность к особой набожности и уединению. Он часто посещает Пюхтицкую обитель, которая располагалась неподалеку от его родного села и поверяет монастырскому священнику свои мечты уйти на Афон. Священник рассказал об этом стремлении своего духовного чада св. Иоанну Кронштадтскому. На следующий же день, отправляясь на службу в храм, Стефан встречает св. Иоанна и тот, похлопав по плечу смущенного паренька, сказал: "Ну что, странник Стефанушка, в Иерусалим пойдешь? Поклонись Святой Земле от наших святых мест. Помолись - и домой. Трудиться здесь, молиться здесь надо! Тяжелые времена идут. Тут тебе и Афон, тут и монастырь твой…".

Однако не сразу после этой встречи становится Стефан странником. Он женился, стал работать приказчиком у купца. Супруга Анна родила ему двух дочерей. Потекла тихая семейная жизнь. И только весть о кончине св. прав. Иоанна Кронштадтского напомнила ему о той встрече, о словах великого праведника. И засобирался Стефан в далекий путь, поклониться Святой Земле и отдать свой давнишний долг Богу и всероссийскому пастырю. Побывав в Иерусалиме, Стефан вернулся на Родину, и с этого момента стал жить только для Бога. У подножия Пюхтицкой горы он ставит себе небольшую келию. Два маленьких оконца, стена, увешанная иконами, стол и гроб, который служит ему постелью, - вот и вся обстановка его убогого жилища. Строгий пост, малоспание, молитва, трезвение - таковы правила его новой жизни. Но и в келии Стефан бывает редко. Он странствует, посещает окрестные селения, деревни.Обычно входя в избу, Стефан доставал икону св. Николая, поминал о здравии всех присутствующих и начинал акафист свт. Николаю. Затем пел с собравшимися церковные песнопения, читал жития святых, духовную литературу. Стефан никогда не оставался на одном месте долго. Вечер заставал его уже в другом селении или городе. Люди верили в силу его молитвы и ждали его. И то, без странника невозможно представить себе русскую жизнь во всей ее полноте. Ведь беря в руки посох и перекидывая котомку за плечи, странник не просто предавался бродяжническому или беззаботному образу жизни: он отправлялся искать Бога, без Которого жизнь мучила своей неполнотой и неполноценностью. Но вместе с тем, странники необходимы были и окружающим их людям. Уже один вид странника - его молитвенная сосредоточенность, ласковость в обращении и открытость в беседе - извлекали из глубины души русского человека чувства высокие и облагораживающие.

Более 30 лет ходил странник Стефанушка по эстонской земле, неся в дома простых людей Слово Божие, поддерживая в их душах огонек веры православной.

Умер странник Стефан в 1941 году, в первые месяцы войны. В Пюхтицкой обители, на кладбище, возле ограды, стоит небольшая, простенькая часовенка из белого кирпича. Здесь и покоится тело труженика Божия Стефана, ожидая гласа Архангельской трубы.

Составлено священником Владиславом КУМЫШОМ по воспоминаниям сестер Пюхтицкого монастыря.