Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

"Санкт-Петербургские епархиальные ведомости"

О САМООПРАВДАНИИ

А Он (Господь) заповедовал им (ученикам), говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой… (Мк.8, 15-21). "Берегитесь закваски фарисейской" - означает беречься жизненного лукавства, а берегитесь "Иродовой закваски" подразумевает истребление в себе христианства. За первым идет второе, за лукавым самооправданием - опустошение христианской души и гибель Христа в душе. Лукавое самооправдание начинается неприметно и как будто делает ничтожное дело. Ну, что за важность, кажется, что человек иной раз и поступится какой-то мелочью ради всего установленного жизненного порядка или ради своего жизненного успеха? Ведь человек-то хороший! И по-прежнему он и в Бога верит, и в церковь ходит! А разберись, и увидишь, что всякое, даже мелкое лукавство совести, даже малая жизненная сделка окажется делом важным, как гибельное дело. Не напрасно Христос привлекает особенное внимание учеников: "Смотрите, берегитесь", и не напрасно Он укорят непонимающих учеников: "Не понимаете и не разумеете? Еще ли не окаменено у вас сердце?" Дело-то выходит немаловажное!

Задача самооправдания одна (ср. Мк. 8, 11-12), - оправдать кривую совесть, успокоить ее и оставить собственное человеческое произволение хозяином жизни; иначе говоря, задача лукавства - неприметно подменить Бога самоудовлетворением. Нет дела гибельнее этого! Бог остается, но Он выключен из жизни. И человек сознательно и безсознательно не "впутывает" Бога во все "мелочи". "Невпутывание" Бога и начинается с мелочей: "Ну, при чем тут Бог?" И лукавство сначала прикрывает маленькие сделки. Потом оно уже пойдет по проторенной дорожке обходиться без Бога и не тревожить совесть при нарушении Божия закона.

Совесть тупеет. Властвование "я" ускоряется. Сделки (да они уже и не сознаются как сделки) прикрыты разумными соображениями! Рассуждается так (сознательно и безсознательно): "Ну, конечно же, я сам хорошенько все обдумаю и все устрою. Разве на "авось" проживешь?" Надо самому все предусмотреть и все устроить и тем гарантировать для себя успех в деле. На "авось" не проживешь. И пословица есть: "Бог-то Бог, но сам не будь плох".

Видишь, как все жизненно. В результате оправданы все зигзаги, все "кривые" поведения, а Бога-то в жизни и нет. То есть Он остается, но для особой жизни. Ну, и иконка висит для порядка (да и та малюсенькая!). Так формируются две полосы жизни: одна полоса "жить" (вне Бога), а другая - "значиться христианином" и обходиться без Христа. Началось с маленького, а кончается истреблением веры закваской Иродовой. И человек рассуждает, как ученики: "хлеба нет", т. е. надо же жизнь обезпечить! Кто же обо мне подумает? Кто гарантирует успех?

А Господь и укоряет: Я подумаю… Неужели закрыты у вас глаза? Неужели закрыты уши? (ст. 18). Неужели забыли, что Я Творец и материальной жизни (ср. Мк.6,35-44)? Неужели забыли, как Я творческим актом накормил пятью и семью хлебами пять и четыре тысячи человек ("Отец Мой доныне делает". (Ин.5,17)? Не помните? Каменное у вас сердце!

Итак, берегись маленького, берегись лукавого самооправдания, берегись замазать и прикрыть расхождение между жизнью и Господним законом… берегись закваски фарисейской! Ею, этой закваской, ты заменишь в жизни Бога, Его святую волю о тебе своим маленьким барахтаньем, и незаметно будет подниматься в тебе Иродова закваска - истребление живого Бога в твоем сердце.

Берегись же! Рассмотри, не каменеет ли и твое сердце? Разве не подумал о тебе Бог, когда ты был верен Ему? Разве не было в твоей жизни творческих актов "насыщения", Божия делания? Не помнишь? "Неужели закрыты у вас глаза? Неужели заткнуты уши?"

Новомученик епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев)