Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Альфа и Омега», Москва

ПРИХОДСКОЙ ЛИСТОК В ГЕРМАНИИ

Во многих российских приходах Православной Церкви появились приходские листки. Для большинства людей это единственная связь с приходом. Особенно для пожилых и больных людей, которые не имеют возможности часто бывать на богослужениях.

Приходской листок дает еще одну возможность священнику обратиться к своей пастве. Здесь могут быть представлены различные группы прихода (например, хор, детский сад, молодежные объединения и пр.), обсуждаться актуальные вопросы жизни прихода. Целесообразно помещать там тексты, цель которых - укрепление в вере, помощь в жизненных ситуациях и др. Это издание может выполнять и образовательную функцию, рассказывая об истории Церкви, о местном храме и приходе, о церковных праздниках. Однако приходской листок должен информировать о событиях в приходе живущих в окрестностях, в том числе и самих прихожан. Неоправданное расширение тематики привело в Германии к тому, что приходские листки здесь считаются конкурентами местной традиционной церковной прессы, они предопределяют снижение тиражей конфессиональных газет и журналов и тем самым косвенно способствуют прекращению или затруднению их существования.

Темы публикаций

Прежде всего, ПЛ дает информацию о происходящем в приходе и объявления о готовящихся мероприятиях. В большинстве случаев в нем печатаются расписания богослужений на месяц, даются объявления о кружках и группах (например, о группе скорбящих - для людей, переживших кончину родных и близких), о расписании приходской библиотеки и др.

Практически в каждом номере любого приходского листка Германии публикуется информация о рождении детей, венчаниях, отпеваниях и пр. Здесь приветствуются новоселы района, печатаются поздравления с окончанием университета и пожеланием молодым специалистам успехов в их работе и Божьего благословения. В большинстве случаев такие публикации увеличивают симпатии к приходу, становятся для многих первым шагом на пути к храму.

Нужно быть осторожными при решении вопроса о публикации данных о личной жизни прихожан. Сообщения о болезни членов прихода (от прямой информации о его самочувствии до косвенной - в виде просьб помолиться о нем и пожелания ему выздоровления) могут появляться исключительно с согласия заинтересованного лица. В ФРГ в приходских листках запрещено печатать сообщения о рождении детей, юбилеях, венчаниях и пр., если сами участники этих событий выразили запрет на публикацию такого рода.

Некоторые ПЛ Германии помещают на своих страницах безплатные объявления прихожан типа «ищу», «подарю», «продам», «даю уроки», есть даже брачные объявления.

Также помещаются интервью с прихожанами или статьи о них. Главным героем таких материалов может быть священник, регент, уборщица, редактор ПЛ.

Хороший повод для публикации - репортажи или фоторепортажи с праздников, торжественных богослужений. Можно написать о паломнической поездке или экскурсии. Тема пожертвований и приходской кассы довольно часто присутствует в ПЛ Германии. К примеру, подробный отчет о банковском счете церковной общины со всеми статьями прихода и расхода. В графе «расходы», в частности, указывались следующие статьи: администрация, зарплаты, богослужение, налоги, уборка и ремонт церкви, приходской листок, страховки, учебные материалы, телефон, вода, электроэнергия и пр. Уместны благодарности за собранные пожертвования. На страницах ПЛ можно поблагодарить рабочих и реставраторов церкви. Можно давать рассказы об истории данного прихода или храма. Уместны цитаты из Священного Писания. Важно писать о значении христианской веры в повседневной жизни нашего мира. Читателю могут быть интересны ответы на вопросы.

Основная задача приходского листка состоит не столько в высоком богословствовании, сколько в завоевании доверия у людей. Слишком сложные богословские публикации могут только оттолкнуть и создать у невоцерковленного человека впечатление о том, что это «не его общество». Приходской листок должен работать на симпатию к приходу.

Как писать в приходской листок?

Ребенок должен иметь имя. Часто так говорят и о приходском листке: лишь немногие из них имеют его, большинство называется просто «Приходской листок церкви …» А ведь именно с названия начинается знакомство читателя с приходской публикацией. Вот несколько удачных названий: «Церковные новости», «Встреча», «Мост», «Наша церковь», «Корабль», «Церковное окно», «Точки зрения», «Мы», «Новости», «Приветствие», «Эхо». После каждого названия обязательно указывается, что данное издание - приходской листок такой-то церкви.

Помня о невоцерковленных читателях - жителях района, не нужно злоупотреблять специальной богословской терминологией и собственно церковной лексикой.

Оформление приходского листка

Как же должен быть оформлен ПЛ для того, чтобы он стал популярным среди населения и приятным чтением?

Только 26% читателей перечитывают каждый экземпляр этого вида изданий более трех раз. То, что читателю сразу не бросилось в глаза при первом обращении к приходскому листку, обычно так и остается непрочитанным.

Основное правило для выбора фотографий: они должны делать текст более понятным. Если текст повторяет содержание фотографии, то это часто плохой текст. Желательно на титульном листе помещать иллюстрацию большого формата, она может быть посвящена основной теме номера. Современная техника дает возможность манипулировать фотографиями, создавать дополнительные эффекты или делать монтажи. Такого рода манипуляции в церковном издании недопустимы.

На титульном листе в шапке может быть помещен постоянный логотип, он обычно повторяется и в других публикациях прихода. В логотипе можно дать графическое изображение своей церкви.

Следующий важный элемент оформления - шрифт. Желательно использовать не больше трех видов шрифтов. Частое пожелание читателей ПЛ Германии - увеличить размер шрифта. Это увеличит легкость чтения. Для облегчения процесса чтения нужно также обращать внимание на длину строки. Слишком длинные и слишком короткие строчки могут создавать зрительные препятствия восприятии текста.

О степени легкости чтения текста нужно заботиться еще при составлении макета полос и при обдумывании расположения статей и заметок. Читателю нужно помочь «открыть» интересные для него тексты. Этому может содействовать краткое оглавление (анонс) на титульном листе или на второй странице. Имеет смысл вести постоянные рубрики, каждый раз одинаково оформленные. Средний объем приходских листков в Германии - 12-20 страниц.

Обращение священника, проповедь или что-либо другое церковное или библейское, по советам редакторов ПЛ Германии, лучше помещать не на первой странице, так как это не особо может расположить к чтению невоцерковленных местных жителей.

Не менее важно правильно оценить значение последней страницы - четвертого титульного листа. Ни в коем случае нельзя превращать именно эту страницу в «свалку» того, что больше никуда не подошло или не поместилось. Эта страница привлекает наибольшее внимание читателей. Есть даже такие, которые начинают читать издание с конца. Поэтому на последнюю страницу, как правило, помещают «изюминку» номера.

Еще один важный элемент оформления - это бумага. Некоторые редакции ПЛ используют для обложки цветную бумагу. Иногда используется бумага пастельных тонов. В случае использования цветной бумаги необходимо учитывать то, какое качество будут иметь напечатанные на ней фотографии, насколько хорош и четок будет контраст, легко ли будет читаться текст.

Редакция, авторы и их помощники при создании приходского листка

В Германии существуют специальные централизованные службы по созданию ПЛ. Они регулярно издают материалы, которые потом могут перепечатываться редакциями на страницах их собственного издания. Таким образом, приходы здесь практически освобождены от необходимости самостоятельно сочинять материалы общецерковного характера, писать статьи о праздниках, искать развлекательные материалы, шутки, кроссворды, детские странички и прочие не касающиеся непосредственно прихода публикации. Эти материалы выходят раз в два месяца в виде журнала тиражом в 9000 экз., в виде дискет, дисков. Их можно за плату получать регулярно и по электронной почте.

Некоторые поместные церкви имеют собственные службы по помощи приходам в создании приходского листка. Большинство из этих материалов - тексты и иллюстрации - печатаются только на одной странице листа, оборотная сторона остается пустой. Это дает возможность пользователям вырезать ножницами выбранные ими материалы и наклеивать их на бланки макетов. Редакции приходских листков в технически развитой Германии из-за недостаточного умения пользоваться компьютером в большинстве случаев работают по старинке - клеем и ножницами.

Необходимость центральных служб по созданию материалов для приходских листков не вызывает сомнения. Однако пока в России их нет и не предвидится, имеет смысл подумать о возможности кооперации между несколькими приходами в производстве приходских листков, или хотя бы делать совместно отдельные публикации.

Хороший ПЛ требует много работы, и для одного-двух человек это не всегда под силу. В Германии есть редакции, состоящие из одного человека. Часто священник здесь сочиняет и выпускает приходской листок сам. Но обычно в любом приходе найдется немало людей, способных несколько раз в год заняться этим делом. Максимальная частота выхода - один раз в месяц, можно и раз в два месяца или раз в квартал. Это повысит и качество издания, и степень внимания к нему.

В приходе можно объявить конкурс на лучшее название ПЛ. Прихожанам постоянно необходимо говорить о том, что редакция с нетерпением ждет их предложений по оформлению приходского издания, их материалов, фоторепортажей, открытых писем. Сами собой в редакцию они поступать не будут. В каждом выпуске прихожан нужно об этом просить, обязательно указывая при этом адрес, телефон и имя того, кому можно отдавать подготовленные материалы. В Германии советуют сразу же оговаривать то обстоятельство, что редакция не в состоянии выплачивать гонорары за опубликованные материалы. Однако все-таки имеет смысл поощрять добровольных тружеников, например, в качестве приза предложить хорошую книгу - это недорого для прихода, но зато принесет много радости получившему ее.

Церквами Германии регулярно устраиваются конкурсы на лучший ПЛ. Здесь понимают, что поощрять людей, хотя бы морально, просто необходимо. Также проводятся специальные курсы, на которых обучают мирян производству ПЛ. Издателем ПЛ в Германии обычно является приходской совет.

Работа над выпуском номера обычно начинается с заседания редакционной коллегии. Здесь могут быть представлены материалы, уже поступившие в редакцию для публикации в следующем номере, и нужно распределить задания на подготовку недостающих публикаций. Затем составляется временной план, причем составлять его нужно с конца: сначала решить, когда ПЛ должен поступить к читателю. Важно выпускать его вовремя и регулярно. Нужно помнить о том, что все принятые решения должны быть осуществимы на практике, прежде всего это - финансовое обеспечение.

Финансирование, техническое оборудование, материалы для производства приходского листка.

Перед тем, как начинать издавать ПЛ, стоит трезво оценить ситуацию в приходской кассе: сколько денег необходимо на издание и сколько приход может на это регулярно давать? Вначале нужно решить, каким тиражом он будет выходить. Исходя из этой цифры определить способ его тиражирования. Ксерокопирование - не обязательно самый удобный и дешевый способ. Можно подумать о возможности приобретения настольной типографии, что, однако, имеет смысл, если ей будут пользоваться несколько приходов.

Можно заказать тиражирование приходского листка и в какой-либо типографии, однако это будет рентабельно только при сравнительно большом тираже.

Можно просить читателей о добровольных пожертвованиях. В некоторых приходах прихожан просят подписаться на ПЛ. Это имеет преимущество: то, за что были уплачены деньги, не окажется сразу же в макулатуре, но будет хотя бы частично прочитано. Недостаток такого метода в том, что вне читательского круга оказываются как раз «внешние»,т.е. к кому ПЛ обращается в первую очередь.

Еще один распространенный способ финансирования ПЛ - это реклама, причем обычно печатается реклама существующих именно в данном районе предприятий. Нужно следить за тем, чтобы на страницы ПЛ не попадали объявления услуг и товаров аморального характера. Однако в приходах Германии иногда обсуждался вопрос о том, можно ли в ПЛ публиковать рекламу булочной, которая работает во время богослужения. На такие детали тоже стоит обратить внимание.

Некоторые печатают благодарность фирмам, поддерживающим данный приход своими пожертвованиями. Можно заключить письменный контракт о том, что, например, фирма покрывает часть расходов по производству ПЛ, а получает взамен ту же рекламу. Но, в Германии считают, что ПЛ настолько важен, что он заслуживает большей поддержки хотя бы со стороны самой Церкви.

Распространение приходского листка

Первый принцип для распространения ПЛ в Германии - это щедрость. ПЛ должен поступать всем членам прихода, независимо от степени их участия в приходской жизни, от посещения или непосещения ими церкви по воскресеньям, от их воцерковленности и порядочности.

Самым дорогим способом распространения в Германии считается пересылка по почте. К этому способу приходы прибегают крайне редко. Например, так получают ПЛ переехавшие в другую местность прихожане, экземпляры таким же образом обязательно посылаются в редакции местных газет, в рекламные издания, в церковные и светские газеты и журналы, на радио и телевидение. В некоторых церквах ПЛ разносится добровольцами по домам и кладется в почтовые ящики.

Многие приходы составляют картотеку прихожан и крещеных жителей окрестности для возможной доставки ПЛ. Однако даже и при таких мерах сотрудники редакций ПЛ Германии говорят о том, что они всегда должны рассчитывать на то, что одна треть тиража практически сразу же попадает в мусорное ведро. Лучшим вариантом считается принести ПЛ лично адресату домой, а не просто бросить в почтовый ящик.

Еще одна возможность распространения ПЛ - размещение его в Интернете, однако надо следить, чтобы ПЛ при этом не содержал данных о прихожанах частного характера. Это дает возможность переехавшим в другую местность читать свое издание. Нужно помнить и о том, что скучные и серые страницы в Интернете практически не имеют никакого шанса быть замеченными.

Многие приходы создают специальные выпуски ПЛ для отдельных групп - для больных, для родителей, для подростков.

Редакциям приходских листков полезно иногда проводить опросы своих читателей, хотя бы среди постоянных прихожан, и просить их честно ответить на вопросы: удалось ли им прочитать хотя бы один номер приходского листка полностью? Читают ли они его вообще? Нужен ли он им? Что им больше всего нравится? Что не нравится? Что можно улучшить? Такая анкета во многом разъяснит ситуацию с целесообразностью дальнейшего выпуска ПЛ.

Лучше вообще не иметь приходского листка, чем хоть какой-нибудь, но скучный. Приходской листок должен быть дверью и окном в Церковь, а не еще одним неприступным забором вокруг нее.