Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Вера-Эском», Сыктывкар

«НЕСТЬ У ГОСПОДА НЕПРАВДЫ, НИ ПРИЯТИЯ МЗДЫ»

Заметки священника о практике вывешивания «ценников» на требы в церквях

Православная Церковь насчитывает семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение (соборование). Другие виды треб: отпевание умерших, водоосвящение и освящение плодов труда человека. Объединяет их то, что все они относятся к священнодействиям, являя действие благодати.

То, что таинство совершается священником через молитвы и символические действия, - есть видимая форма таинства. Сокровенное его значение заключается в том, что через ходатайство и посредничество священника каждое таинство совершает Бог. Именно по этой причине оно не может именоваться «услугой», оказываемой священником, и оплата за требы не может быть установлена: «Непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови» (Мф.27,6).

Юридически соглашение об оплате за требы между священником и прихожанином не может быть заключено, поскольку не имеет материального основания. Молитвы, как и действие Благодати Божией, нематериальны. Однако те, для кого эти требы совершаются, имеют обычай передавать для монастыря или храма добровольные пожертвования. Поэтому, согласно Уставу Церкви, в большинстве храмов и монастырей требы исполняются безплатно, и каждый прихожанин сам, по своим возможностям, определяет для себя меру пожертвования.

Существующее доныне назначение «цен» за совершение треб и вывешивание в приходских кассах своеобразных «ценников», так же, как и вычеркивание церковным кассиром «лишних», т. е. «неоплаченных» имен в записках, безосновательно как с юридической, так и с канонической стороны, и может иметь место только из-за незнания или неисполнения Церковного Устава. По Высочайше утвержденным Правилам от 24.4.1878 г. и указанию Св. Синода от 11 ноября 1886 г. вознаграждение православного духовенства за исполнение церковных и приходских треб состоит в добровольных даяниях прихожан; и священнослужители, уличенные в вымогательстве платы за преподание треб, отрешаются от служения и выводятся из сана в притч, вплоть до раскаяния и исправления. «Написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21, 13). По этой же причине, если человек окажется не в состоянии внести пожертвование ни деньгами, ни посильным трудом, то и тогда, по Уставу Церкви, ему не может быть отказано в совершении таинства. Священник не останется без награды даже и в том случае, если прихожанин не возьмет на себя труд вознести благодарственную молитву, поскольку все, что совершает священник, он делает перед лицом Главы Церкви - Иисуса Христа.

«Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2 Пар.19,7).

Священник Пафнутий ЖУКОВ, Сыктывкар