Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

ВОПРОС - ОТВЕТ

«Благовест», Самара

- Моего сына Владимира призвали в армию. Время сейчас тревожное… Как молиться за воинов, что можно заказать в церкви?

- Каждая мать должна молиться за своих детей, особенно если сын ее служит в армии. За него надо заказывать сорокоусты о здравии. На утренних келейных молитвах, в том месте, где мы молимся о живых, надо читать молитву матери о своих чадах:

Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякого лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их.

Господи, все мы создание Твое, пожалей детей моих (имена) и обрати их на покаяние.

Спаси, Господи, и помилуй детей моих (имена) и просвети им ум светом разума Евангелия Твоего и настави их на стезю заповедей Твоих и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш.

«Православная Тверь»

- Как часто следует причащаться?

- На этот вопрос преподобный Серафим Саровский советовал дивеевским сестрам: «Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше, не мучая себя мыслию, что недостойна. И не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Тайн.

Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит ко Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».

Другой старец, преподобный Никон (Беляев) Оптинский, писал: «Что лучше: редко или часто приобщаться Святых Христовых Тайн? - Сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого гостя - Господа, и хорошо поступил, а сотник, по смирению сознавая свое недостоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому таинству».

Существует также благочестивый обычай причащаться в день своего Ангела (на именины), в день рождения, а супругам - в день их венчания.

«Вознесение», Ржев

- Как общаться с неверующими родственниками?

- Самый лучший закон, правило для общения с ними - не надо их обличать и ругать. Вера - это дар Божий, а они его не имеют. Их просто надо жалеть и молиться, чтобы и их Господь оделил сим даром. Господь говорит: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6, 44). Ну, человек и рад бы уверовать, но никак не может - гордыня ли мешает, высокое ли мнение о себе, о своих мирских знаниях или положение в обществе… Может, внутренне прогнил этот человек, с совестью у него не все в порядке, или не доходит через закрытые духовные очи и уши слово Божие. Много всяких причин тому. Но помните, что в это время надо с ними ласковыми быть, быть для них примером истинного православного христианина, кому стоит подражать. Не надо раздражаться, ругать их, обличать. Надо только молиться. «Просите, и дано будет вам…» (Мф. 7, 7).

Многие мудрые христианки мужьям не говорят: «Ты должен делать то-то и то-то». Они приходят домой и рассказывают: «Вот, батюшка проповедь говорил, я запомнила такой интересный пример…» Один пример расскажут, второй, третий; смотришь, через некоторое время это семя Божественного Слова прорастает в душе. Человек идет в церковь, венчается, кается, молится.

Очень много всяких вариантов есть, но самое главное - это ваш личный пример.

У одного язычника трудился христианин. Язычник этот, не знавший Истинного Бога, принимая его на работу, сказал: «Я беру тебя с условием: ни слова не говори о Христе». Тот ему смиренно ответил: «Поверь, не скажу». Проработал христианин в саду два года, вдруг приходит к нему хозяин и падает в ноги: «Сделай так, чтобы и я стал таким, как ты!» Вот так. Личным примером можно убедить в существовании Христа, да еще без единого слова.

Архимандрит Амвросий (Юрасов)

«Радонеж», Москва

- В Соборном послании Иоанна Богослова во II главе и 18 стихе написано про последнее время, что оно уже наступило. Но ведь оно, это «последнее время», продолжается уже почти 2000 лет. Помогите разобраться?

- Христиане считают, что время после пришествия Христа на землю - это и есть последнее время. Это последний период человеческой истории, период между двумя пришествиями Христа. Что касается сроков, то нам просто не полезно рассчитывать на какое-то промедление, и всякое поколение должно быть готово встретить Христа Спасителя. То, что христиане первых веков были готовы, и то, что мы сейчас не готовы во всех отношениях - это не в нашу пользу говорит. Следует считать безумными всякие оптимистические разговоры о том, что еще много тысяч лет будет существовать этот мир. Может быть, он и будет существовать еще тысячу или несколько тысяч лет. Но для нас крайне неполезно об этом думать, на это рассчитывать. И Апостол раз и навсегда предупреждает нас, что мы должны жить так, как будто завтра этот мир кончится.

- Что именно православный христианин не должен прощать?

- Мы, несомненно, должны прощать - безусловно, полностью и всецело личные обиды. Но мы не имеем права прощать обиды, не нам нанесенные. Я не могу простить человека, который обидел не меня, а моего ближнего. Я могу, конечно, пожалеть этого человека, я могу пожелать ему спасения, я могу помолиться за него. Но пусть его прощает тот, кого он обидел. И, в особенности, мы не имеем права прощать тех, кто оскорбляет Веру, Церковь, кто восстает на Бога. В таких случаях нужно помнить слова: «Мне отмщение и Я воздам», - говорит Господь. Даже если мы не можем деятельно воспротивиться хулителям веры, богохульникам никакого прощения в нашей душе быть не должно. Хотя, конечно, и этих людей тоже должны жалеть и им тоже желать Спасения и молиться, чтобы Господь не попустил им погибнуть до конца.