Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Воскресная школа», Москва

Нищета подлинная и мнимая

Из писем:

Читатель из Башкортостана, просивший не указывать его имя, размышляет: «Священное Писание повелевает помогать в нужде и врагу, и грешнику, и творящему злое. Должно подавать милостыню и бесчестному, и порочному». Что же! Помогать творящему зло - проявление высокого смирения, но это лишь в том случае, если человек нуждается в такой помощи, которая заведомо приводит к совершению злых дел, ведь никто не требует помогать творить зло! А именно это и может произойти при безоглядной и безответственной помощи.

Не кажется ли вам, дорогой читатель, что, подавая милостыню с благородной целью сделать добро, мы неосознанно поощряем людей недостойных и тем самым унавоживаем почву, на которой растет порок, и к тому же оправдываем грехи цитатами из священного Писания! Не слишком ли щедра наша помощь диаволу?

Постоянное цитирование Священного Писания и прямое следование ему в повседневной жизни столь же опасно, как например, уткнувшись в подробную карту с изображением дороги, идти по пересеченной оврагами местности, не глядя ни в перед, ни в стороны, ни под ноги, а на все предупреждения возражать: «А у меня вот тут нарисован правильный путь». При этом сам шею можешь свернуть и других за собой увлечь. Ведь Писание нам дано для того, чтобы с ним сверяться в жизни, а вовсе не подменять им самою жизнь. Стремление к достижению высот духа и соблюдением Христовых заповедей вовсе не требует отключения разума и пренебрежения собственным жизненным опытом, наоборот, последние являются надежнейшими нашими союзниками, помогающими поступать сознательно, а не бездумно, потому только, что так написано. Без понимания всего этого во всех библейских Книгах премудрости толку не больше, чем в рассуждении о пользе мытья рук с мылом в безводной пустыне. По форме правильно, но пользы мало, хотя и вреда нет. «Долг милосердия не требует разбирать жизнь ближнего и осуждать его, а только в нужде помогать. Разведывать о жизни нищего перед подаянием есть испытание диавольское», - еще одна цитата из того же письма. Характерно, что возражающие своего собственного мнения, как правило, не высказывают, а лишь приводят цитаты из Писания.

«Нуждающийся» с конфеткой

В ответ рискну привести не цитату, а пример из жизни. В вагон московского метро заходят две молодые женщины какой-то восточной народности, одетые в малоношенный ширпотреб. Они невероятно грязны и нарочито не мыты. При них девочка лет пяти, одетая в совершенно новенькое чистенькое платьице. Девчушка черненькая, хорошенькая и серьезненькая - ей-то и предстояло работать. Эти две «нуждающиеся» садятся прямо на грязный пол вагона и продолжают начатый на перроне разговор. А девчушка идет по вагону и внимательно всматривается в лица сидящих пассажиров. Выбирала она, видимо, женщин среднего возраста и потолще, с хозяйственными сумками (они ведь добрее, пораскошелистее, чем расфуфыренные девицы). Выбрав жертву, девочка встала перед ней на колени, складывая ручки перед собой, ладошка к ладошке, и просительно заглядывала в глаза, потом шла дальше и снова повторяла свой нехитрый трюк. Работала она старательно, как обезьянка в цирке. Глянув в эти глаза, смотрящие прямо на вас, начинаешь чувствовать себя зажравшимся гадом, перед которым унижается ребенок. И только сознание, что это в сущности лишь ловкая дрессура, а дрессировщицы здесь же наблюдают за ситуацией, позволяет устоять. Одна из пассажирок порылась в сумке и дала девчушке большую шоколадную конфету. Вы думаете, та ее хотя бы понюхала? Она взяла и отнесла ее тем двум грязнулям. Одна из сидевших на полу вагона, не прерывая разговора, развернула конфетную обертку и совершенно равнодушно схряпала сладость, а девочка продолжала «работать». На остановке они перешли в другой вагон, и там вся процедура, видимо, повторилась.

Эта частная зарисовка вполне точно раскрывает схему действий вымогателей. Малые и зависимые клянчат, надсмотрщики отбирают и контролируют. И ведь значительная, большая часть этих лихоимств совершаются именем Христа! Но погодите, это еще не все. По городам бродят ряженные в монахов аферисты, вымогая деньги: кто на храм, кто на монастырь. Золотозубые псевдомонашки, разбойничьего вида «монахи» с запахом перегара дискредитируют церковь и проповедь Слова Божия!

Кружка в храме

Неужели православным христианам в сегодняшней России нет места, где возможно проявить свое милосердие? Да в вашем приходе, среди ваших соседей и знакомых наверняка отыщутся люди, которым в буквальном смысле на хлеб не хватает! Налаживание нормальной приходской жизни, дела милосердия под руководством священника - вот что сейчас действительно нужно и полезно, нежели своими трудовыми копейками оплачивать доходы «держателей кланов» в мире «нищих» и полную порока жизнь сборщиков подаяния.

Подчеркнем еще раз: только духовное руководство священника поможет избежать пагубных обобщений и не даст добру обратиться во зло. Бесплатные столовые, пункты раздачи теплой одежды, помощь в устройстве на работу, призрение пожилых и нуждающихся - вот дела, которые надобно наладить на приходе и которые требуют подлинно христианского терпения, нешуточного приложения сил и неподдельной любви к Богу и ближнему. Мне могут возразить: «Испокон веку подавали нищим, чего тут революции затевать да сомнениями душу травить!» Но обратимся к опыту предков. Они решали эти вопросы смелее нас. Дабы не быть голословным, приведу выдержку из дореволюционной публикации. В 1914 году владимирские «Епархиальные ведомости» поместили сообщение «Церковные кружки для нищих».

«В городе Юрьеве Владимирской губернии при Воскресенской церкви для устранения скопления нищих при храме во время богослужения и неблаговидения их, оскорбляющих святость храма, была заведена церковная кружка для нищих. Кружка эта учреждена на следующих основаниях.

§1. Чтобы нищим не было повода толкаться на паперти в ожидании подаяния, никто из прихожан при выходе из храма не должен своей обычной милости подавать им в руки, а должен опускать в кружку, к тому же должны быть распологаемые и иноприходные богомольцы, время от времени посещающие храм.

§2. Запертую кружку должен держать один из нищих, по выбору отца настоятеля, причем только во время выхода богомольцев, в остальное время кружка и ключ от нее хранятся в церкви.

§3. Кружечные деньги должны делиться поровну, прежде всего нищими Воскресенского прихода, для чего последние должны являться к храму раз в неделю, в воскресный день, после вечернего богослужения. С согласия этих нищих некоторую часть кружечного сбора можно уделять и другим нищим, если в кружке соберется достаточно денег.

И это далеко не единственный пример пастырского руководства, дававшего в прошлом душеполезные результаты.

А вот современная история, свидетелем которой был автор этих строк. На паперти коломенского храма, где я состою прихожанином, искал подаяния молодой мужчина с мальчиком лет пяти. Я не входил в их беду. Когда деньги были, подавал понемногу, когда не было, мимо проходил. Знаю только, что благословил его на сбор милостыни настоятель храма. За зиму все уже привыкли к ним, приодели и его, и ребенка, а вот летом, в одно из воскресений, он встречал идущих на службу прихожан и говорил: «Устроился... Слава Богу, взяли! Грузчиком... В последний раз стою... До получки бы перебиться!»

Посудите сами, кому следует подать: ему или тому, кто заученно-занудливо воет в вагонах и переходах метро: «Люди добрия! Извените, что обращаемся к вам! Сами мы люди не здешняя, погорельцы во время наводнения... Деньги потеряли, документы украли, зачем и куда едем, уже не помним». Бог им судья! Остается лишь пожелать: ищите подлинно нуждающихся не у дверей притона, а подле храма Божия, а коли сомнение разбирает вас - спросите совета у священника.

Валерий ЯРХО