Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

Соборная весть

«Царкоунае слова», Беларусь

«ИРОДИАДИНО ИСКУССТВО»

Наиболее опасные в криминальном отношении культурно-массовые мероприятия сейчас - это дискотеки. Редко какая из них обходится без драки, а неотъемлемой частью популярного у молодежи развлечения стало употребление алкоголя и наркотиков (на столичной дискотеке из 10 человек 9 находится в наркотическом дурмане). Сами танцы полураздетых подростков под оглушающую музыку со светоэффектами говорят о полной потере ими стыда и приличия: в темном зале под «заводящие» крики диск-жокея наружу выходят самые низменные инстинкты.

Обязательным мероприятием являются дискотеки и в учебных заведениях, начиная с младших классов школ. Педагоги идут на поводу капризных недорослей, родители, полагаясь на авторитет школы или института, рады, что не нужно думать о досуге чад, а может, у них еще живы воспоминания о романтических вальсах на вытянутой руке. Но, увы, наше время - время крайностей, и танцы сейчас нередко представляют собой прямую угрозу для духовного здоровья.

Танцы существуют у всех народов. Изначально эти ритмические движения разделялись на несколько видов по достигаемым целям: танцы, возбуждающие чувственное желание, предшествующие соитию; военные танцы, сообщающие боевой дух; и особые ритуальные танцы, используемые жрецами или их окружением для оккультных целей - вызывания духов и т.п. Из этого набора наиболее употребляемыми и получившими развитие оказались чувственные танцы. Они-то и легли в основу всех современных как народных, так и классических танцев, а также балета. Да-да, балета! Вся эстетика балетного искусства основана на возбуждении и удовлетворении чувственной стороны человеческой личности. Об этом откровенно говорят движения и сами костюмы танцоров. В сознании наших предков понятия «балет» и «разврат» долгое время непременно соседствовали. У Островского в одной из пьес есть замечательная фраза: «Кто в продолжение двадцати лет не пропустил ни одного балета, тот в мужья не годится» («Бешеные деньги»). Но по сравнению с современными танцами классический танец выглядит совсем невинно.

Что касается танцев как бытового развлечения, то это, собственно, игра в «любовь» на своем уровне. Небольшой театр. В танцах незаметно растворяется и теряется стыдливость. В танце на вполне «законном» основании можно обнять, приласкать малознакомого, а то и вовсе незнакомого человека. Не случайно различные развращающие программы для подростков рекомендуют танцы и совместные спортивные занятия как «средство преодоления стыдливости», а мы назовем это разрушением целомудрия. Святые отцы всегда советовали избегать касания как возможного побуждения к греху. «Всякое прикосновение мужчины и женщины неприлично, всякое сладострастие под тенью великих крыльев любви - целомудренно», - говорит свт. Григорий Богослов. Имеется в виду, конечно, брачная любовь.

Одна девушка-студентка рассказывала, что среди ее многочисленных знакомых лишь один юноша имеет привычку деликатно отодвигать локоть или колено, когда рядом с ним за столом или на занятиях оказывается девушка. Остальные молодые люди совершенно не озадачивают себя такими тонкостями и не меняют ни позы, ни лексики в присутствии сокурсниц. Видимо, это и есть результат такого танцевально-спортивного воспитания: вести себя со всеми, как с близкими родственниками, и дай Бог, чтобы подобная фамильярность, или семейственность, закончилась на этом уровне.

«Так же и танцы, которые назвал один проповедник «Иродиадино искусство» и которые мир считает невинным удовольствием в обществе, а в сущности оные греховны», - писал Оптинский старец Макарий одной матери, воспитывающей сыновей.

В жизни Владыки Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, был такой случай. Вскоре после войны попал он как-то на танцплощадку. Встал в стороне и смотрел на танцующих. Вдруг перед глазами его слева направо как бы развернули свиток, и он увидел танцующих с собачьими и свиными рылами вместо лиц. Это было необычайно страшное зрелище: танцующие бесы. Длилось такое видение недолго, свиток вновь свернулся, теперь уже справа налево, и перед будущим владыкой опять танцевали люди. В эти мгновения, как рассказывал владыка Иоанн, решилась его дальнейшая судьба.

«Горе миру от соблазнов… - говорит Спаситель. - Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный» (Мф. 18,7-8). Конечно, проще избегать с юности соблазнительных обществ и ситуаций. Но случается, что и сам человек сознательно становится причиной соблазна. Нередко девушки и даже девочки приучаются кокетничать. Быть может, вначале это происходит на уровне игры. «В ней проснулась женщина», - сказала одна мама о своей шестилетней кокетке-дочери. Нет, в ней проснулась не просто женщина, а женщина-грешница.

Скромность - добродетель и украшение девушки. «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы и нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3, 3-4), - обращается к женам и девицам апостол. Желание обратить на себя внимание, кокетливость можно обозначить как удовольствие привлечь к себе внимание. Наслаждение вниманием может иметь непростые последствия.

Читаем у святителя Иоанна Златоуста: «Хотя ты не говорила и не произносила тех слов блудницы: «Прииди и поваляемся в похоти», - не произносила языком, но говорила видом, не произносила устами, но говорила походкою, не приглашала голосом, но приглашала яснее голоса глазами. Хотя, пригласив, ты не предала саму себя; но и ты не свободна от греха, ибо и это особый вид прелюбодеяния, ты осталась чистою от растления, но телесного, а не душевного, и у тебя совершен грех вполне если не через совокупление, то через зрение… Как ты думаешь быть чистою от греха, совершив его вполне? Ты сделала совершенным прелюбодеем того, кто прельстился этим твоим видом, как же ты можешь не быть блудницею, когда дело твое оказывается прелюбодеянием?»

Кокетливость легко может довести до греха, так как возбуждает страсти, а страсть бывает заразительна. Если какая-то девушка думает раскраской лица и разными вычурными нарядами помочь себе сделать счастливый брачный выбор, то усилия ее тщетны: подобные наглядные знаки могут увлечь лишь действительно увлекающегося человека, возбудив в нем любовь-страсть. А страстная любовь очень быстро проходит.

Священник Сергий Николаев