Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Санкт-Петербургские ведомости»

ПРИНИМАЯ ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

Русская Православная Церковь на рубеже веков

Недавно в Москве в храме Христа Спасителя состоялся юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви - высшее собрание православного епископата, приуроченное к 2000-летию Христианства. О значении этого форума, его влиянии на церковную и светскую жизнь главный редактор газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Олег Кузин беседует с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.

- Владыко, о соборе упоминали, хотя и не очень подробно, средства массовой информации, в том числе и наша газета. Но тем не менее читателям будет интересен Ваш взгляд, взгляд непосредственного участника этого знаменательного события.

- Действительно, архиерейский собор явился поистине знаковым событием, знаковым собранием на пороге тысячелетия. Он впервые проходил в зале Церковных соборов возрожденного храма Христа Спасителя, что уже само по себе символично. В освящении собора храма принимали участие почти 200 архиереев, а это половина всего православного епископата во всем мире, такого не было никогда ранее. Вообще, обсуждение всех вопросов проходило, пожалуй, впервые за многие годы без всякого влияния со стороны каких-то государственных структур, без любого нажима - как политического, так и психологического, в атмосфере полной свободы, независимости и самостоятельности. Четыре часа, без учета получасового перерыва, продолжалось выступление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с докладом «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в котором были затронуты практически все основные вопросы жизни церкви в уходящем столетии.

Особая тема, прозвучавшая на соборе, - канонизация новомучеников российских. Канонизировано было более тысячи человек. Церковь признала их подвиги, их труды, оценила их мучения. Это дело - прославление святых - не только большое утешение, большая моральная поддержка для народа, но и урок тем, кто выступал против свободы духа и совести, был ее душителем.

- Большой интерес общественности вызвала канонизация последнего российского императора Николая II и его семьи. В своем выступлении на архиерейском соборе Патриарх подчеркнул, что решение это сложное, что оно может быть неоднозначно воспринято и в самой православной среде. Вы были членом правительственной комиссии по захоронению останков царской семьи. Насколько я помню, в 1998 году, когда этот вопрос обсуждался на правительственном уровне, существовала особая позиция Русской Православной Церкви, и некое сомнение неоднократно высказывалось по поводу останков - принадлежат ли они семье Романовых или нет. Можно ли говорить, что после принятия сбором решения споры на эту тему закончились?

- Да, решение принято, но я не могу Вам сейчас сказать, что точка поставлена и спорить не о чем. Дело все в том, что мы сразу говорили, ссылаясь на документы, архивные данные, исследования специалистов того времени, что от прежней семьи ничего не могло остаться. Ведь их расстреляли, затем расчленили, облили керосином и сожгли. Что не успело сгореть, бросили в штольню, облили серной кислотой и засыпали негашеной известью. Когда вернулись белые и провели расследование, они ничего так и не нашли. И это понятно. После того, что проделали с телами, повторяю, просто нечему было оставаться.

И когда к нам в Петербург привезли целые кости, скелет человека, мы все понимали, что это инсценировка или просто подделка. Так что насчет останков у нас и тогда, и сейчас нет никаких сомнений. Другое дело - канонизация царской семьи. Четыре года назад, когда этот вопрос поднимался на прошлом соборе, и у меня, и у тех, кто занимался специально этим вопросом, было отрицательное мнение. Отдельные сведения о царской семье, некоторые кадры кинохроники, ряд документов воспринимались нами негативно и не позволяли решить вопрос положительно.

Однако за прошедшее время мы познакомились с другой информацией, прежде всего с дневником государевым, который он вел в заключении. Видно было, что эта семья последние свои месяцы жила совершенно другой жизнью - настоящих религиозных подвижников, праведников. Когда Патриарх поставил вопрос на голосование, за канонизацию высказались все. Это было единодушное решение. Царь и его семья кровью омыли все свои прежние прегрешения.

- Среди тех вопросов, которые рассмотрел собор, для меня, в частности, очень интересным оказалось принятие социальной доктрины. Это документ программного свойства, которого нет ни в одной из 15 поместных православных церквей мира. Такая доктрина принята только у нас. И характеризует отношение Русской Православной Церкви ко многим социальным явлениям современного общества. Не могли бы Вы прокомментировать, что наиболее значимо, с Вашей точки зрения, в этой социальной доктрине?

- Вы правы, до сих пор ни одна Церковь православная не имеет такого документа. Разработка этого уникального документа велась несколько лет. Социальная доктрина - это ответ Церкви на вызовы времени, поскольку в ней дана богословская оценка наиболее важным проблемам современности и установлены правила, которыми священники и миряне должны руководствоваться в повседневной жизни. Среди 16 разделов документа есть такие, как «Церковь и нация», «Церковь и государство», «Преступление, наказание и исправление». Кроме того, доктрина затрагивает проблемы экологии, личной, семейной и общественной нравственности, собственности, науки, культуры и образования, отношений Церкви и светских средств массовой информации и другие вопросы.

Есть очень смелые параграфы, о которых раньше нельзя было даже подумать. Так, ныне Русская Православная Церковь имеет право отказать государству в повиновении, если власть начнет принуждать верующих к греховным деяниям. Позволю себе процитировать эту часть документа: «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь - совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах», и далее: «Церковь должна указывать государству на недопустимость действий, ведущих к установлению всецелого контроля над жизнью личности, а также к разрушению личной, семейной и общественной нравственности».

Еще апостол Павел сказал: всякая власть дана от Бога. Мы ее принимаем. Мы ее принимаем до тех пор, пока она свою политику не направляет против людей, не ведет к злу, не ведет к насилию.

Согласно доктрине, Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству, но при этом может обратиться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях.

- Когда я знакомился с этим документом, меня заинтересовал еще один момент. В доктрине обозначена сфера, в которой священники не могут оказывать помощь государству и сотрудничать с ним. Речь идет о политической борьбе и предвыборной агитации. Но Вы же помните, как многие кандидаты в депутаты пытались прибегнуть к помощи иерархов и заручиться их поддержкой. Означает ли принятие социальной доктрины, что эта сфера деятельности для священников будет закрыта?

- Да, это именно так. Ко мне лично неоднократно обращались с такими просьбами, но я всегда отказывал и говорил, что нам нет благословения на вмешательство в политические дела, потому что в каждой партии есть православные люди, и если мы начнем оказывать поддержку одной какой-либо партии, то мы вызовем антагонизм, нарушим добрые отношения между православными людьми разных партий.

Теперь это положение закреплено в социальной доктрине и принято архиерейским собором, тем самым мы демонстративно показываем свое неучастие в политических предвыборных делах.

- Еще один достаточно глобальный вопрос, где в последнее время заметны определенные изменения, намечаются новые подходы. Я имею в виду отношения православной Церкви с католической. В прессе даже говорилось о возможной встрече на нейтральной территории Папы Римского и нашего Патриарха. Так ли это на самом деле?

- Я думаю, что здесь пресса выдает желаемое за действительное. Никаких изменений линии в политике Русской Православной Церкви не произошло, и не будет потепления до тех пор, пока католическая церковь не изменит своего отношения к православной.

Дело все в том, что католическая церковь продолжает вести политику прозелитизма, есть у нас такое выражение, то есть старается православных людей обратить в католичество. Разными способами, иногда даже используя гуманитарную помощь, через медсестер-католичек и т.д. У нас очень сложные отношения с католической церковью на Украине - в Львовской, Ивано-Франковской епархиях. Это касается и закрытия там православных храмов, и других вопросов, по которым была договоренность с Ватиканом. Так что, пока не будет оказана помощь и восстановлена справедливость на Украине, никакой встречи, никакого диалога, я думаю, быть не может.

- Один из выступавших на соборе, если не ошибаюсь, митрополит Кирилл, высказался за введение богословия в программы российских вузов и средних школ. Я помню классическую формулу, что Церковь у нас отделена от государства, хотя сегодня увеличивается количество воскресных школ, то есть тех учебных заведений, которые создаются вне рамок государства.

- Когда мы говорим о введении урока богословия в светских учебных заведениях, то имеем в виду прежде всего изучение истории религии, познание ее нравственных и этических сторон, а отнюдь не изучение ее догматов. Именно это и нужно преподавать в вузах или школах. Человек должен быть всесторонне образован. Он может оставаться при своем мнении о роли религии, но ее историю он должен знать. Скажем, какой вклад в культуру, в развитие медицины, строительства внесла Церковь. И это человеку надо обязательно знать, чтобы потом он не ломал храм Христа Спасителя, эту необыкновенную Божественную красоту, сделанную руками человеческими.

С сокр.