Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Воронежский епархиальный вестник»

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ВОЙНЫ

Русский философ И.А.Ильин утверждал, что война - это событие, происходящее не только в физической жизни людей, но и в духовной. Он сумел доказать, что война за веру, за правое дело не только не противоречит духовности, но является таким духовным состоянием, которого трудно достичь в обычной жизни.

Нынешнее возрождение Православия в России имеет свои особенности. На протяжении 70 лет атеистической власти люди не имели возможности читать творения отцов Церкви, но свободно читали, например, произведения Л.Толстого. В итоге сложился определенный нравственный перекос. Сегодня от новообращенных православных можно услышать: «Людей нельзя убивать даже на войне»; «Вообще нельзя брать в руки оружие»; «Злых людей не следует осуждать - их Господь осудит»; «Врагов, в том числе и внешних, надо побеждать любовью». Воззрения эти, может быть, и безобидные, когда православное государство. Но времена, схожие с нашими, грозят гибелью и обществу, и Церкви и не имеют ничего общего с православным воззрением на врагов Бога, Веры и Отечества, ярко и лаконично сформулированным св. Филаретом Московским: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими». Изречение «не противися злу» никак нельзя понимать в смысле «непротивления злу» вообще, как это делают Лев Толстой и подобные ему лжеучители. Господь воспрещает нам восставать с ответной злобой против человека, причинившего нам зло, но ко всякому злу как таковому христианин должен быть совершенно непримиримым и должен бороться со злом всеми доступными мерами, не допуская только зла в собственное сердце. Не следует понимать буквально слова: «Но аще кто ударит тя в десную твою ланиту, обрати ему и другую», ибо мы знаем, что Сам Христос поступил иначе, когда служитель на допросе у первосвященника Анны ударил Его по щеке(Ин.18,22-23). Не только творящих зло вообще, но и наших личных обидчиков мы должны стараться направлять, о чем говорит Господь(Мф.18,15-18).

…Позволительно ли убивать человека? Может ли человек разрешить себе по совести убиение другого человека? Вот вопрос, из которого вырастает главное противоречие войны.

Неприятель идет на нас не с тем, чтобы сдаваться или бежать при приближении наших солдат, но с тем, чтобы взять при отсутствии сопротивления и убить их, если будут сопротивляться. Сражение непрерывно ставит сражающегося в такое положение, при котором нежелающий ранить и убивать предает свое дело, оставляет свой народ беззащитным и содействует насильникам, идущим его поработить и эксплуатировать.

В сказке Л.Н.Толстого «Об Иване дураке» война тараканского царя с ивановым народом кончается быстро потому, что дураки не обороняются, а добровольно отдают свое добро насильничающим солдатам, а войско разбегается.

Читая эту сказку, невольно соглашаешься, что дуракам иванова царства воевать не стоило. Но если есть в жизни людей такое духовное достояние, которое они любят больше себя и которое стоит защищать хотя бы ценою мучений и смерти, и если этому достоянию грозит опасность от нападения насильников, то как же не отозваться им доброю волею и готовностью на призыв к защите от нападения?

Бывают в жизни человека такие положения, когда вся прошлая виновная жизнь его приводит к необходимости взять на себя открыто и сознательно новую вину. И если человек оказывается неспособным к этому, то нравственная и духовная жизнь его терпит величайшее крушение… Мало того, именно на войне эта решимость принять на себя новую вину выливается неизбежно в форму безкорыстного и самоотверженного духовного творческого напряжения, высота и чистота которого не имеет подчас равной себе. Нравственное противоречие не разрешается и не устраняется в этом героическом исходе, но приемлется и изживается во всем своем значении и глубине.

Эта вспыхнувшая стихия не в земле и не в воздухе, а внутри людей, в той сфере, о которой прозвучали некогда тихие слова: «Царство Божие внутри вас есть».

«Доселе ты жил так, как ты впредь жить не будешь», - вот голос войны. И перед лицом этого испытания инстинкт самосохранения зовет человека на путь духовного падения и деградации: сохранить себя как живую особь, но ради этого признать себя неспособным ответить за себя и свою жизнь. Каждый из нас имеет крест, свою плохость и свои качества; и война учит нас брать на себя крест и свои дела и отвечать за них, памятуя, что каждый человек есть сам творец своей жизни…

Война учит нас всех, - призванных под оружие и не призванных, - жить так, чтобы смерть являлась не постылым и позорным окончанием озлобленного и хищного прозябания; но естественным увенчанием жизни, последним, самым напряженным, творческим актом ее; чтобы действительно каждому стоило защищать дело его жизни, хотя бы ценою мучений и смерти. И это простое правило сосредоточивает в себе всю вековую нравственную мудрость человечества. Оно дает преодоление смерти потому, что превращает самую смерть в подлинный акт духовной жизни…

В отличие от того, что имеет только «субъективное значение», есть на свете и такое, что имеет объективное значение. И вот, когда человек живет духовной жизнью, то он испытывает нечто, как самое лучшее и высшее, не как для него только наиболее удобное и приемлемое, приятное (от прияти, принять), но как действительно самое главное, как значительное в последнем измерении; оно остается самым важным даже и в том случае, если многие или все люди отвернутся от него, отвергнут его и откажут ему в своем признании, потому что не человеческим избранием определяется достоинство предмета, но истинным внутренним качеством его. Верностью и совершенством его перед лицом Божиим. Когда человек живет духовною жизнью, то это «важнейшее» становится для него в жизни именно в силу внутреннего достоинства перед лицом Божиим - предметом любви и радости…

Война есть прежде всего явление народной жизни; а жизнь народа имеет духовный смысл, определяющийся единым и высшим назначением человека. Война есть совместное, совокупное деяние людей, сознательное, напряженное творческое дело огромного множества сотрудников. В этом творчестве участвует весь воюющий: и тело его, и душа, то есть и сознание, и чувство, и мысль, и воля, и воображение, и то безсознательное, расстройство которого приводит к нам с передовых позиций душевно больных воинов. И прежде всего, и главнее всего война есть дело воли, подчиняющей себе воображение и чувство, извлекающей из тела и души максимум усилий и стойкости…

Каждый из нас чувствует, что поток, в котором он всю жизнь плыл и будет плыть до смерти, есть поток русской жизни; что дом его, в котором он живет духовно, сложен из камня нашей России; что огонь, от которого загорелась его жизнь, был русский огонь, и погаснет он как русский.

Необходимо все время помнить. Что война есть этап не только во внешней жизни России; что она не есть эпизодическое событие, вдвинувшееся механически между прошлым и будущим; что победа может быть добыта только в результате духовного подъема и духовного напряжения живых внутренних сил России. А этот подъем есть уже сам по себе начало нашего возрождения.

И.Ильин, 1915 г.