Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

ВОПРОС-ОТВЕТ

«Воронеж Православный»

- Можно ли поклоняться католическим иконам?
- Иконам не поклоняются, их почитают. Поклонение же подобает одному Предвечному Богу Создателю, Вседержителю и Спасителю. Что касается так называемых «католических» икон, можно сказать, что некоторые из этих икон прославлены в нашем Отечестве и благоговейно почитаются. Например, икона Божией Матери «Невеста Неневестная», именуемая также «Умиление», исполненная в иконописных традициях Римской Католической Церкви, весьма почиталась великим святым земли русской Серафимом Саровским. Но все это не означает, что все католические образы могут служить помощью в молитве, поскольку очень часто в этих иконах бывают отражены ложные догматы и учения Католической Церкви. Поэтому следует иметь в доме лишь те иконы, которые написаны и прославлены в Православной Церкви.

- Когда диакон призывает на литургии: «Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните!» - всем ли христианам надо преклонить головы?
- Диакон говорит эти слова, обращаясь к оглашенным. Было в древней Церкви очень много готовящихся принять крещение и проходивших оглашение, то есть научение истинам православной веры. По окончании ектении об оглашенных им предлагалось выйти из храма, ибо дальше в литургии могли принять участие только верные - крещеные христиане, приступающие ко Святому Причащению. У нас на Руси оглашенных практически не существовало, поскольку крещение принимали в младенчестве и вере научались еще в школе. И хотя оглашение сейчас как никогда актуально, института оглашенных, как такового, по сложившейся в России традиции не существует. Поэтому если кто-либо не желает лишний раз преклонить главу Господу, тот может при возгласе диакона, обращающегося к оглашенным, этого не делать.

- Почему гасят свечи и свет во время чтения шестопсалмия?
- Шестопсалмие, которым начинается утренняя служба, символизирует собой глубокую скорбь человека, чувствующего свой разрыв с Богом по причине человеческой греховности. Эта скорбь и почти физическое страдание звучит в тексте каждого из трех первых псалмов. Но в последующих псалмах можно услышать надежду на Божие милосердие, превосходящее множество грехов человека. Надежда на грядущее восстановление союза, Нового Завета Бога с человеком, укрепляет страдающую душу. Свечи же во время чтения шестопсалмия гасят для того, чтобы подчеркнуть наступившей темнотой страдание души, находящейся в удалении от Бога - Источника Света, и сокрушающейся о грехах.

- Можно ли причащаться, если не успел вычитать все правила?
- Молитвенное правило перед причастием совершается не для исполнения закона, а для приготовления души к принятию Господа в Святых Тайнах. И речь здесь идет не о количестве, а о качестве молитвы. С каким настроением мы совершаем правило, насколько слова молитвы созвучны нашим чаяниям и пожеланиям? Важно это, а не число произнесенных молитв и канонов. Ведь можно действительно «вычитать», то есть бездумно просмотреть текст даже больший по объему, чем правило ко Святому Причащению, но будет ли от этого польза? Отложится ли нечто в душе и приготовится ли она покаянием к принятию Спасителя? Рассуждая таким образом, человек, возможно, не станет задаваться подобными вопросами, а, внимательно наблюдая за своей душой и ее состоянием, будет исполнять церковные правила со вниманием сердечным и пониманием их смысла.

- Что это за «три слова смирения»?
- Три слова смирения: «прости», «благослови» и «помолись обо мне».

«Радонеж», Москва

- Если человек проводит свои дни в молитве, насколько сил хватает, исполняет заповеди, насколько возможно, - может ли он слышать Ангела-Хранителя или чувствовать какие-то напоминания от Ангела-Хранителя?
Отвечает настоятель Московского Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий:
- Утверждать, что человек не может слышать голос Ангела-Хранителя - мы не вправе. Да, может. Ведь мы связаны с горним миром. Но доверять абсолютно тому, что мы действительно очевидно слышим голос своего Ангела Хранителя - думаю, тоже не следует. Святые Отцы, которым являлись и Ангелы, и святые, предпочитали не доверять этим явлениям. Отвергая эти явления, мы не погрешаем, а без рассуждения доверяя им, мы можем впасть в прелесть. Для такого рассуждения нужен особый духовный опыт и, конечно же, совет опытного духовника.

- Как относиться к «вещим снам»?
Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:
- Есть замечательная формула Святых Отцов: не отвергать и не принимать. Сон есть сон, это ведь не есть некая реальность. Если сон приснился, то надо перевернуться на другой бок, перекреститься и продолжать спать. А если сон приснился под утро, то встать, умыться и начинать молитву. Представьте себе, что будет, если мы будем действовать на основании своих снов? К чему это приведет! Мы уже будем оценивать нашу реальную жизнь по тому, что нам привиделось во сне! Мне кажется, можно спросить любого психиатра, что тогда произойдет... У некоторых святых бывали сны от Бога, но и тогда эти подвижники молились, чтобы Господь нашел какой-то другой способ свидетельствовать им, правда ли это видение от Него. И относились к этому с большой трезвостью и осторожностью.
Есть жизнь реальная, а есть жизнь сновидений, которая плохо поддается исследованиям. И поэтому нельзя на основании снов строить какие-то заключения. Дело в том, что даже по поведению человека можно кое-что сказать о его будущем. Например: «Ты, голубчик, так живешь, что твое поведение приведет тебя в тюрьму!» А другой можно «предсказать»: «Ты так с твоими женихами и ухажерами расправляешься, что можешь вообще остаться незамужней!» И это без всяких «вещих снов»!

«Православная Вера», Саратов

- Если умирающий ребенок не крещен?
- Это особый случай, когда нет времени на вызов священника или его вообще нет поблизости, а ребенок в любую минуту может перестать дышать. Нельзя допустить, чтобы он остался некрещеным. Тогда может и мирянин, православный христианин, совершить так называемое неполное крещение, прочитав молитвы (Молитвами святых отец наших, Господе Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь., Царю Небесный..., Трисвятое по Отче наш..., Символ веры) и окропить крещаемого святой водой, со словами: «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь». Если ребенок преодолеет болезнь и выздоровеет, то необходимо завершить его крещение в церкви. В случае же смерти за него родители и родные могут молиться как за крещеного.

«Православная Тверь»

- Как вести себя с нищими, встречающими нас перед храмом?
- При виде нищих вспоминайте прежде всего о том, что Господь наш и Святые Отцы учат и, можно сказать, просят нас о том, чтобы мы подавали бедным. Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. «Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), - говорит святой Августин, - не будет сам накормлен Христом?» Ведь в глазах Самого Господа мы должны выглядеть по грехам нашим куда страшнее и ничтожнее, чем эти несчастные, живущие милостыней. Не следует и смущать себя мыслью о том, что нищие «зарабатывают» не меньше вас, а иной раз одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае - проявить милосердие, не взирая на лица, с легкостью сердца. Если же вы видите, что перед вами нищие, все средства употребляющие на пропой, ссудите их не деньгами, а продуктами: дайте яблочко, печенье, конфет, хлеба.