Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Липецк Православный»

КТО ВЫШЕ КОРОЛЯ?

Символы, изображения, иероглифы - отнюдь не всегда безобидные картинки. Это те же слова, представленные в форме графических образов. Некоторые слова вообще нельзя произносить без вреда для души. Изобретение игральных карт приписывается китайцам. В Западной Европе карты появились в ХVl веке. В современном виде с королями, валетами и так далее они существуют с ХV века.

По версии писателя С.С.Наровчатого, при Иване Грозном появился в Москве некто Черчелли, которого москвитяне (и не без основания) переименовали в Чертелло и оба эти имени соединили в записях посольского приказа. Привез он в Москву сундучок, завернутый в шаль, черную с красными разводами, что как бы соответствовало мастям - черным и красным. Но некоторые москвичи догадались: были это цвета адского пламени. На Западе уже существовала особая форма картежного бизнеса - печатание карт. Черчелли хотел вовлечь в подобное занятие Ивана Федорова. Естественно, первопечатник отказался.

Началась антикартежная кампания. Уложение 1649 года предписывало искоренить на Руси игральные карты полностью. Однако в Хvlll веке отношение к этой игре в России сильно смягчилось. Но вряд ли было известно картежникам, почему на картонных прямоугольниках изображены именно эти фигурки и что такое, вернее, кто такой туз? На последний вопрос современный толковый словарь Ушакова отвечает: «Туз» - слово польского происхождения от немецкого Daus и обозначает игральную карту в одно очко. Но тот же словарь указывает другое значение интересующего нас слова: Daus - дьявол, далее список типичных немецких ругательств с упоминанием нечистого. Вероятно, Daus - вариант искажения греческого «диаболос» - рассеиватель клеветы.

Какова структура карточной колоды? С королями и дамами все понятно, валет (от французского «слуга») ниже по достоинству, еще ниже десятки, девятки, до шестерок или до двоек в полной колоде - типичная иерархическая лестница от высших до низших. На вершине этой пирамиды отнюдь не монарх, а тот самый Daus, от которого только крестным знамением и молитвой можно загородиться. Таким образом, иерархия в карточной колоде подчиняется князю мира сего, он же, князь, господствующий в воздухе, символизирован отнюдь не одним очком, а номером первым.

Символика бубен и червей понятна: экстатический разгул с плясками и амурными приключениями - развеселая вакхическая сторона земного бытия. Черная масть представлена пиками и трефами. Тут нужна расшифровка. Пики - это острия широких копий. По-старинному их называли винами (винями) или клушами. Трефы часто именуются «крестями», хотя на самом деле известная фигура изображает не крест, а лишь некое его подобие. Получилась двусмыслица: «трефы» происходят от латинского «трифолиум» - трилистник, или полевой клевер. Листья этого растения являются одним из природных символов триединства. Именно с помощью клевера святой Патрик объяснял ирландцам понятие Святой Троицы. Однако на жаргоне ортодоксальных иудаистов слово «трефы» созвучно понятию «трефное» - поганое, запретное, некашерное (неочищенное).

Ясно, какие антихристианские ассоциации вызвало сочетание «трефы» - «крести» у лиц, посвященных в существо подобной игры терминов. Изображения истинного Креста Господня и боевого оружия - символ, подходящий для воина-крестоносца, образ соединения власти духовной и царской. Но на игральных картах мы видим два туза, помеченных знаками черного крестообразного трилистника и черного копья, обе карты названы именем отца лжи, оба черных туза противостоят тузам красной масти - символам прельщения плотскими утехами.

В некоторых играх трефовый туз обладает абсолютным старшинством, карты красной масти уступают черным. Стало быть, борьба игральных карт на столике зеленого сукна - символическое воспроизведение демонского ристалища, где над королями, придворными дамами, слугами, мелкой челядью с их страстями, суевериями и идолопоклонством господствуют «даусы», которые оборачиваются то козырями красными (символы чувственных соблазнов), то козырями черными (символы устрашения).

Есть строжайший запрет Церкви ни при каких обстоятельствах не касаться так называемых «глубин сатанинских» (Откр. 2, 24). Верующему человеку может быть и не надо особо настойчиво объяснять: хочешь знать о кознях врага рода человеческого - читай Святых Отцов и не читай всякие оккультные произведения. Таков смысл карточной символики, а с символами не шутят.

В.Прилуцкий