Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Верую», г.Иркутск

ЗАЧЕМ МЫ ХОДИМ В ЦЕРКОВЬ

Современному человеку, воспитанному на культе удовольствий, трудно бывает понять, зачем нужны многочисленные сложности, как посты, долгие стояния в храме, церковнославянский язык. Люди, привыкшие к разнообразному сервису, и Церковь считают элементом сферы услуг, чем-то вроде «бюро удовлетворения религиозных потребностей». С их точки зрения, все, что в храме доставляет малейшее неудобство - плохо, неправильно, негуманно. И нередко именно в поисках «комфорта» они приходят в секты.

Но Господь сказал нам: «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Узкий тернистый путь всегда тяжел, именно поэтому в православных храмах нет телесного комфорта, и вступивший на стезю духовного совершенствования сразу почувствует это на себе.

Удивительно, как много человек готов сделать для здоровья и красоты своего тела! Месяцами занимается «лечебным голоданием», выносит изнурительные физические нагрузки (шейпинг, бодибилдинг), делает пластические операции, даже пьет собственную мочу (уринотерапия). Ради достатка и земных почестей люди работают с утра и до вечера, добиваются ученых степеней, при этом часто жертвуя семьей и здоровьем. И мир оправдывает, даже приветствует эти жертвы. Но как только человек захочет что-то сделать для спасения своей бессмертной души, например, начинает поститься, то есть на определенное время отказывается от мясной и молочной пищи, пытаясь обуздать свою плоть - этого мир понять и простить ему не может. И прежде всего на него ополчаются ближние: родные, друзья, знакомые. Какие бы аргументы ни выдвигались в защиту поста: что здоровье человеку дается не пищей, а Богом; что воздержание от животной пищи только на пользу организму... Все они отвергаются теми, кто готов на гораздо большие жертвы ради здоровья и красоты лишь тела.

Можно согласиться с утверждением, что пост - не самое главное, гораздо важнее быть добрым и терпимым к людям, соблюдать иные заповеди (не лгать, не гневаться, не осуждать). Но тысячелетний опыт христианства свидетельствует: кто хоть бы на время не может обуздать свое чрево, не способен и к духовному росту. Пост - лишь начальная ступень и необходимое условие такого восхождения. Сам Господь указывает нам в посте средство борьбы с темными силами: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9, 29).

Для нецерковных людей непонятно так же, почему во время богослужений необходимо стоять. Но ведь существуют хотя бы простые нормы этикета, когда сидеть в присутствии каких-то лиц считается недопустимым. В храме же - особое присутствие - Божие. Перед Богом надо стоять. Мы приходим к Нему с просьбами, мольбами о прощении грехов, о даровании нам милости, каких-либо благ, о заступлении за нас. И вместо того, чтобы смиренно, на коленях, обращаться к Господу, мы будем озираться вокруг и искать, где бы сесть поудобнее? Конечно, по немощи, с непривычки не все могут выстоять несколько часов службы. Любая жертва должна быть посильной. Но в таком случае и надо воспринимать это как свою слабость, а не как «недостаток» Церкви. Многие, даже очень немощные бабушки, все же предпочитают стоять во время литургии. И сердце радуется, когда смотришь, с каким усердием вершат они свой молитвенный подвиг.

Иные сетуют на святую Церковь и за то, что богослужения проводятся на малопонятном языке. Здесь мы снова сталкиваемся с тем, что люди не хотят прилагать какие-то усилия, делать шаги навстречу Церкви. Они требуют, чтобы она сама стала проще, а вернее, примитивнее. Но ведь в церковнославянском языке лишь небольшое количество слов и несколько грамматических форм, которые отсутствуют в русском. И если многие готовы тратить годы на изучение иностранной речи, специальной научной терминологии, то почему бы не посвятить несколько дней изучению языка, на котором вот уже более тысячи лет славяне возносят хвалу Господу?

Итак, для чего же мы приходим в храм? Только попросить телесного здоровья, успехов, поставить свечку, перекреститься наспех и опять поспешить к своим житейским проблемам? Или нам нужно нечто большее? «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и все приложится вам» (Мф. 6, 33). Законы, по которым живет Церковь, и законы, по которым живет мир, отличны друг от друга, часто противоположны.

Мир призывает нас: будьте свободными, наслаждайтесь жизнью - пейте, гуляйте, веселитесь. И делает нас рабами греха - пьянства, блуда, осуждения.

Церковь предлагает нам: будьте сынами и дочерьми Божьими, боритесь со своими страстями, очищайте душу покаянием, причастием, молитвами, постом. И станете свободными от греха.

В своей земной жизни мы должны сделать выбор - кем нам быть: сыном, дочерью Божьими, или рабом греха. «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13).

Мир навязывает нам грех, приучая относиться к нему, как к норме. И если у людей старшего поколения еще сильны в памяти наставления бабушек и дедов, воспитанных на библейских заповедях, то молодое поколение, в большинстве своем, оказалось бессильным противопоставить что-либо всепоглощающей волне порока. Человека, наслаждающегося «прелестями» жизни и не думающего о своей душе, преподобный Исаак Сирин сравнивает с псом, который лижет пилу и не замечает боли, пьянея от собственной крови. Но ведь земная жизнь дается человеку, чтобы подготовить свою душу к жизни вечной. А чем выше цель, тем больше должна быть и жертва. И если мы готовы следить за чистотой и красотой тленного тела, то не с большим ли усердием должны заботиться о чистоте и здравии бессмертной души? «Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8, 13).