Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Вера-Эском», Сыктывкар

БУДУТ ПРОСЛАВЛЕНЫ

Из интервью с о.Георгием Митрофановым, членом Синодальной комиссии по канонизации святых.
- О.Георгий, в последнее время комиссия активизировала свою работу. С чем это связано?
- Событием, которое во многом определяет работу Синодальной комиссии по канонизации святых, является предстоящий в 2000 году Поместный Собор Русской Православной Церкви. К этому времени в комиссии надеются подготовить ряд довольно значительных материалов к прославлению новомучеников ХХ века. Будут возведены в чин общецерковно почитаемых ныне уже прославленные местночтимые святые. Совершится канонизация святых, которые сразу же будут прославлены как общецерковные. К ним прибавятся прославленные накануне на архиерейском Соборе священномученики - архиепископ Иларион (Троицкий) и митрополит Агафангел (Преображенский). Это первое прославление святых, которые какое-то время находились в оппозиции к митрополиту Сергию. Будут представлены материалы к прославлению митрополита Казанского Кирилла (Смирнова), являвшегося одним из авторитетнейших служителей Церкви во времена Патриарха Тихона, которого Патриарх назначил своим первым местоблюстителем. Он также находился в оппозиции митрополиту Сергию. Готовятся также материалы к прославлению епископа Виктора (Островидова). Что касается Санкт-Петербургской епархии, то здесь будут подготовлены материалы о священномучениках Философе Орнатском, Петре Скипетрове, Алексии Ставровском. Готовятся материалы к прославлению, пожалуй, самого почитаемого местного подвижника, чтимого не только в Санкт-Петербургской епархии, - старца Серафима Вырицкого. Его жизнь и его служение очень основательно изучены. Что такое воистину народное почитание, явлено на наших глазах? Подвиг его был удивительным. Это и преподобный, и благочестивейший мирянин, который до 54 лет являл миру подвиг христианского терпения, а затем он подвизался как один из самых авторитетных пастырей. Старец, чудесным образом спасенный от гибели, он прошел все страшные испытания в условиях гонения Церкви в России. Батюшка многие годы был прикован к постели. Его подвиг удивителен тем, что он продолжал традицию оптинских старцев - в условиях гонений он являл чудеса прозорливости, исцеления. Все это засвидетельствовано в строгом соответствии с традициями освидетельствования чудотворений Русской Православной Церкви, что, к сожалению, не всегда встречается в современной церковной практике.

«Православная Москва»

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ

В России было три Царь-колокола. Первый, весом 8000 пудов, был отлит в 1652 году при царе Алексее Михайловиче и назван «Успенским», но вскоре был разбит. Второй - «Большой Успенский» (10000 пудов) - отлили в 1655 году, подвесили в 1668 году, но при пожаре 1701 года он разбился. Третий, 12000-пудовый красавец, изготовили в 1735 году Иван и Михаил Моторины, отец и сын. Для него предполагалось построить отдельную звонницу, но вскоре случился пожар, и колокол рухнул в яму, так как загорелась деревянная конструкция, на которой он был закреплен. Народ стал поливать его водой, боясь, что от пылающих в яме бревен колокол расплавится. После пожара обнаружили, что от колокола откололся кусок в 11 тонн. В 1836 году так и ни разу не звонивший колокол был поднят из ямы, очищен и водружен на постамент, где стоит по сей день.
Можно ли сегодня, используя новейшие технологии, восстановить этот уникальный памятник литейного искусства? Специалисты отвечают, что нет. Когда в конце 70-х его готовили к олимпиаде, обнаружили на нем множество трещин. И неудивительно: 200 тонн бронзы лежат на узкой кромке-срезе уже 150 лет. Он разрушается под собственным весом. Специалисты не могут ответить, присутствовали эти трещины изначально или возникли в процессе «старения». Известно лишь, что они все время растут вверх, и в стороны. Ни сварка, ни сверление отверстий на концах трещин - традиционные способы ремонта - ничего не дают. Колокол восстановлению не подлежит. Но его можно сохранить.
Существует проект отлития нового Царь-колокола - 200 тонн бронзы. Звонница с минимально необходимым числом колоколов весит 200 килограммов. Из этой бронзы можно было бы оснастить колоколами 1000 храмов. Не преждевременно ли думать о таких грандиозных проектах? Вот и получается, что у кого-то бисер мелкий, а у кого-то щи пустые.

«Радонеж», Москва

ОСТАНКИ НЕТЛЕННЫ

В усыпальнице под алтарем кладбищенского Успенского храма при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США) архиепископом Сиракузским и Троицким Лавром и духовенством обители у гробницы митрополита Филарета (Вознесенского), третьего по счету первоиерарха Русской Православной Церкви за границей, была отслужена панихида. Затем, в связи с предстоящим в день памяти архистратига Михаила перенесением останков митрополита Филарета в новую усыпальницу, было совершено вскрытие гробницы. При пении Трисвятого гроб был поставлен на середину помещения и открыт архиепископом Лавром. Облачение, Евангелие, две панагии, крест и воздух, покрывавший лицо митрополита Филарета, были целы. Останки оказались полностью нетленными. Митрополит Филарет был известен высотой духовной жизни. При нем был прославлен сонм святых Новомучеников и Исповедников Российских.

«Десятина», Москва

КАЗАЧЕСТВО СЕГОДНЯ

Существует мнение, что казачество как чисто российский феномен с его своеобразной культурой, с особым бытом и укладом, связанным прежде всего с конем и регулярной службой Отечеству, отошло безвозвратно в прошлое вместе с эпохой. Не является ли попытка возрождения казачества своего рода искусственной реанимацией уже не существующего? Уникальность казачества обязана двум взаимосвязанным фактам.
Первый - появление в далеком прошлом казачества как общности людей, которые смысл своего существования видели в коллективном служении России.
Второй - высокая государственная и политическая мудрость властей (в то время царя), которые, востребовав стремление казачества служить России, на протяжении многих веков использовали это как в интересах государства, так и самих казаков.
Что касается уклада жизни, быта, культуры, в том числе и коня, то это все было производным и формировалось в строгом подчинении главной задаче - служению Отечеству. Сегодня казачество такое же, как было раньше. Смысл его существования - в самоотверженном служении Отечеству - в прошлое не ушел. И, если государственная власть, не только федеральная, но и на местах, правильно востребует казачество, оно проявит себя. Если по каким-либо причинам этого не произойдет сегодня, это будет завтра. Поэтому сегодня надо больше думать и говорить не о прошлом, а о будущем казачества, так как будущее казачества тесно связано с будущим России.

ПОЖАР

Сотни самарцев поставили свои подписи под обращением к властям с просьбой построить храм-памятник на месте сгоревшего 10 февраля здания Самарского областного УВД. Трагедия эта унесла несколько десятков жизней, и, по мнению православных горожан, лучшей памятью о них будет молитва.
«В чем застану, в том и сужу». Как тут не вспомнить слова из Писания, когда видишь на пожарище обгоревшее человеческое тело, а рядом - наручники. Видно, во время пожара человек этот был на допросе, давал показания... В одном из кабинетов сидел следователь, листал уголовное дело, вникая в чужие жизни и смерти, - и разве мог он помыслить, что через какую-то минуту обратится в прах и это дело, и, может быть, он сам? В коридоре сидел подследственный, перебирал в уме, как вести себя на суде. Думал ли он тогда о другом Суде?
Пожар распространился быстро по этажам, и люди едва успели опомниться. Вели себя по-разному. Кто-то из успевших выскочить на улицу искренне сокрушался, что забыл запереть сейф. Другие, не раздумывая, бросились на помощь погибающим.
Какой-то мужчина стоял на подоконнике. Он перекрестил себя, перекрестил место, куда предстояло прыгнуть из полыхающего здания. И... прыгнул. Остался жив, не разбился. Только ногу повредил. А рядом прыгали - и разбивались насмерть.
По телевидению показали короткий сюжет про икону. Икона Божией Матери «Умиление» мелькнула в кадре, слегка обгоревшая по краям. Только слегка. Как же она появилась на пожарище? А было вот что. Находилась эта икона в одном из кабинетов горящего здания. Кабинет этот был заблокирован огнем. Спасения не было. Люди закрылись в нем и стали молиться перед иконой Царицы Небесной. И заступница услышала их мольбу. Кабинет чудом не сгорел, люди остались живы. А в другом кабинете находилась икона Святителя Николая. И этот кабинет не сгорел, даже оставленные на столе бумаги не пострадали.
Вокруг здания УВД расположены деревянные дома, частный сектор. Дома эти накалились от близкого пожара, могли вот-вот вспыхнуть. Электричество было отключено, но хватило бы одной искры... И вдруг из дома вышла женщина, державшая в руках икону Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», стала ходить вокруг домов с молитвой. И пожар не перекинулся на другие дома, остался дожирать обреченное здание...
Антон ЖОГОЛЕВ

«Православное Слово», Н.Новгород

ЧУДО НА АФОНЕ

21 августа 1903 года во время раздачи милостыни убогим монахам у Великих монастырских ворот Свято-Пантелеимонова монастыря инок Гавриил сделал фотоснимок, и на фотографии, к величайшему удивлению, проявился образ Богоматери, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба. Незадолго до этого некоторые из подвижников видели наяву Дивную Жену среди монахов и хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел. О чуде Богоматери один из духовных поэтов поведал так:
В убогой келии монаха
Я образ дивный увидал.
Душа исполнилася страха,
Когда о чуде сем узнал.
	Получен снимок без обмана,
	Он святогорцев поразил:
	Без всякой лжи или тумана
	Он Божью Мать изобразил.
Царица в длинном одеяньи,
Неизреченной красоты,
В чудесно-благостном сияньи
Полна любви и чистоты.
	Укрух смиренно получила,
	За ней афонцы-бедняки,
	Сим чудом братию учила
	Не отвергать Ее руки.
Она и прежде обещала
Афон до века соблюдать.
Гора досель не обнищала,
Не оскудела благодать.
	В келье афонского монаха
	Я лицезрел оригинал.
	Душа исполнилася страха,
	И я невольно зарыдал.

К ЮБИЛЕЮ ХРИСТИАНСТВА

Памятные медали, отражающие события Нового Завета, отпечатаны на Московском монетном дворе в преддверии 2000-летия Рождества Христова. На 15 медалях изображены главные христианские праздники. В основе сюжетов - древнерусские иконы. Так, на медали, посвященной Пресвятой Троице, оттеснено рельефное отображение знаменитой иконы Андрея Рублева, а праздник Благовещения передает новгородский образ ХV-ХVl веков. На обороте всех медалей изображен храм Христа Спасителя как символ возрождения России. Оборотная сторона дополнена также образом Спаса Нерукотворного, эмблемой юбилея и надписью по кругу «Двухтысячелетие Рождества Христова». Патриарх Алексий ll благословил выпуск памятных знаков. Композиции разработаны группой художников и скульпторов под руководством Александра Бакланова, главного художника Санкт-Петербургского монетного двора. Медали отлиты из серебра 925 пробы.

«Аргументы и факты», Москва

ДНК И МОЛИТВА

Группа ученых РАН пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек способен созидать или разрушать свой генетический аппарат. Выяснилось, что ДНК содержит наследственную информацию не только в химических соединениях, но и в физических полях, образующихся вокруг хромосом. Мало того, что молекулы ДНК способны обмениваться этой информацией с помощью электромагнитных волн, в том числе акустических и световых. Другими словами, ДНК способна «слышать» нашу речь и даже воспринимать смысл читаемого текста, и она далеко не безразлична к получаемой информации. Одни сообщения оздоравливают ее, другие травмируют. Слова молитвы, например, включают резервные силы генетического аппарата, а проклятья разрушают волновые программы, которые отвечают за нормальную работу организма. Вся эта информация впечатывается в ДНК, и от ее содержания во многом зависит здоровье наших потомков.
Напоследок несколько цифр. За 20 лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в России в 10 раз. Около 80 процентов новорожденных имеют те или иные заболевания. Лишь каждый 10-й выпускник школы «практически здоров». Каждый день в стране население убывает на 2500 человек. Кто может сказать, какая в этом роль нашей словесной распущенности? Но уж точно не последняя.

«Православная газета», Екатеринбург

ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСАД

В городе Вичуга Ивановской области открылся детский сад «Православное наследие», учрежденный Ивановской епархией. Директором этого дошколького учреждения стал настоятель местного Воскресенского храма отец Петр. В детском саду пока 45 детей, в основном из бедных семей. Им будут преподавать историю христианства, обучать православным молитвам и песнопениям. Муниципалитет безвозмездно передал епархии здание детского сада, закрытого из-за некомплектности. Остальные расходы взяли на себя прихожане. Они оплачивают работу воспитателей и нянечек, а также продукты и коммунальные услуги.

«Православный голос Кубани»

ЧУДО МИРОТОЧЕНИЯ

Одним из доказательств необходимости причисления к лику святых царя Николая ll, безусловно, станет продолжающееся уже два месяца в московском храме Вознесения Господня на Гороховом поле мироточение иконы государя. Образ был перенесен сюда с квартиры одной из прихожанок, где впервые покрылся миром 7 ноября прошлого года. Как рассказал настоятель храма протоиерей Василий Голованов, обильное истечение мира происходит почти ежедневно, а дивное благоухание не прекращалось ни на один день, особенно усиливаясь во время панихид по царственным мученикам. Вопреки законам физики, миро струится по лежащей на аналое иконе не вниз, а с четырех сторон киота к изображению царя. Свидетелями чуда стали сотни москвичей и паломников, приезжающих со всей России, чтобы приложиться к святыне.
По благословению Святейшего Патриарха образ, отмеченный особой милостью Божией, будет и впредь пребывать в маленьком храме XVll века, где некогда хранился чтимый список Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы Дома Романовых. По мнению настоятеля, мироточение иконы до сих пор не канонизированного в России государя свидетельствует о приближении события, которого ждут миллионы верующих. «Сия святая икона написана для прославления царя-мученика в России», - гласит авторская надпись в нижней ее части. «Начало чудотворения в роковой день Октябрьского переворота - знак того, что русский народ будет прощен за богоотступничество», - считает отец Василий.
Икона является одной из копий образа, написанного два года назад в Калифорнии (США) в монастыре, основанном в честь преподобного Германа Аляскинского. Первообраз создан «в память столетия венчания на царство» последнего русского императора. Порфироносный Помазанник Божий изображен на ней в золотисто-красных тонах, в неземном сиянии, с символами царской власти - державой и скипетром в руках. Знаменателен и тот факт, что она была подарена московскому хирургу Олегу Бельченко в день 15 марта, отмеченный в истории России вынужденным отречением в 1917 году Николая ll от престола и чудесным явлением хранительницы православной монархической власти - иконы Божией Матери «Державная».