Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Воронеж Православный»

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

Вопросы Святейшему Патриарху Алексию ll задает корреспондент журнала «Профиль» Сергей Черепов.

- Ваше Святейшество, наша страна встречает третье тысячелетие в условиях жестокого экономического кризиса и частых стихийных бедствий. Как тут не вспомнить из Откровения святого апостола Иоанна Богослова пророчество об антихристе, а также многочисленные предсказания о конце света. Что думает по этому поводу Русская Православная Церковь? В состоянии ли человечество узнать дату конца света?

- Подобные вопросы задают сегодня многие. А некоторые пытаются и отвечать «от ветра головы своея» - манипулируют с графическим изображением числа 666, ведут различные вычисления. Однако надо помнить, что Сам Господь сказал о Своем втором пришествии и о наступлении нового времени, когда небо и земля изменятся: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти».

Взгляд Церкви на вопрос о конце нынешней истории укоренен в Священном Писании и православном Предании. Да, Церковь учит, что перед концом зло в мире будет умножаться и недобрая воля восторжествует до крайней степени, когда носители зла будут исступленно уничтожать природу, друг друга и самих себя. Знаками приближения конца времен станут войны, катастрофы, стихийные бедствия, иные подобные катаклизмы. Духовное и нравственное оскудение общества достигнет предела.

Временное облегчение принесет антихрист - псевдодуховный лидер, который решит многие чисто земные проблемы, но украдет у людей их души, заставив отвергнуть следование Истинному Богу, и принудит поклониться себе. За кратким правлением антихриста последует низложение сил зла силою Божией. Греховное земное бытие закончится, и праведники, последовавшие Истинному Богу, увидят «новое небо и новую землю», наполненные блаженством.

Все это описано в Книге откровения святого апостола Иоанна Богослова (по-гречески Апокалипсис). Впрочем, конкретных дат и точного указания на обстоятельства того или иного события там не содержится. К тому же, по словам многих выдающихся провидцев Церкви, Господь не раз отодвигал кончину мира и исполнение грозных пророчеств Апокалипсиса по молитвам Пресвятой Богородицы, святых и по милости Своей.

Христианин должен каждый день, каждую минуту быть готов к концу истории, так же, как и к собственной кончине, и ко встрече с Господом. Об этом напоминает известная евангельская притча о десяти девах, ожидавших жениха, половина которых запаслась маслом для светильников, а половина не сделала этого. И когда в позднее время пришел жених, последние пять дев не смогли его встретить. Разъясняя эту притчу, Господь говорит: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий».

- Ваше Святейшество, большинству бизнесменов так или иначе приходится постоянно нарушать библейские заповеди «не укради» и даже «не убий». Каково Ваше отношение к этому?

- Не думаю, что деловая жизнь непременно должна сопровождаться нарушением заповеди «не укради», и тем более заповеди «не убий». Да, экономическая обстановка в стране крайне непростая, и все наслышаны о том, сколь велико влияние криминальных методов на сегодняшний российский бизнес.

Но кончится это только тогда, когда наступит режим наибольшего благоприятствования для частного предпринимательства, верного христианским или хотя бы естественным нормам нравственности. Убежден, что это возможно и необходимо.

- Ваше Святейшество, задержка и невыплата зарплаты - бич наших дней. В результате люди бастуют, и кто-то не получает неотложную медпомощь, страдает образование. Как Церковь относится к бастующим?

- Вопиющая и безысходная нищета миллионов людей, честно трудящихся на народное благо, является серьезнейшей проблемой не только социального, но и нравственного порядка. Государство и общество не должны оставаться к этому безучастными, ведь, поступая таким образом, они лишают себя будущего.

Я говорю именно о государстве и обществе, поскольку решение данной проблемы - дело не только власти, но и каждого из нас. Не уклоняясь от налогов, содействуя правильному наполнению и расходованию государственного бюджета, осуществляя благотворительные акции, да и просто заботясь о нуждающемся соседе, мы можем внести немалый вклад в улучшение социальной обстановки. Однако главная ответственность лежит все-таки на государстве.

Имея в виду вышесказанное, я не решился бы осуждать людей, которые пошли на отчаянные меры, поскольку оказались в отчаянной ситуации. Впрочем, есть и такие области деятельности, где полная забастовка, на мой взгляд, является мерой практически недопустимой. Это оказание помощи больным, службы жизнеобеспечения, сферы охраны общественного порядка, да и любое дело, в котором отсутствие непрерывной работы может привести к гибели людей или нанесению им серьезного ущерба.

Кстати, я не знаю ни одного случая, когда наши священники, многие из которых живут в крайней бедности, отказались бы исполнять свое служение, требуя повысить зарплату. Пастыри, как бы им ни было тяжело, всегда приходят на помощь больному, умирающему, нуждающемуся в срочном духовном совете.

- В России живут люди, исповедующие разные религии. Русская Православная Церковь всегда благожелательно относилась к любым верующим. Но сегодня существуют так называемые экуменические организации, которые провозглашают необходимость сотрудничества разных церквей. Что Вы думаете по этому поводу?

- Самоизоляция никогда не приносила пользы христианской общине. Ведь Господь сказал: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме». Однако наши взаимоотношения с экуменическими организациями, и в первую очередь со Всемирным советом церковей, становятся все более и более непростыми.

Это вызвано тем, что многие протестантские деноминации, наиболее влиятельные во Всемирном совете церквей, отходят от традиционных норм евангельского вероучения, морали и церковного устройства. Я имею в виду женское священство, изменение текста Библии, оправдание гомосексуализма, сползание к религиозному синкретизму.

Православные церкви, составляющие в ВСЦ меньшинство, не могут принять подобные мнения, которые все чаще отражаются в документах, принимаемых голосованием. Ведь закон Божий заповедует: «Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды». Именно поэтому мы настаиваем на перестройке ВСЦ, в зависимость от которой ставим вопрос о нашем дальнейшем отношении к этой организации.

- Какие отношения у Русской Православной Церкви с Ватиканом?

- Они сегодня переживают не лучший период. Сложности возникли из-за ситуации на Западной Украине, где националисты руками греко-католиков почти полностью лишили верующих Украинской Православной Церкви возможности молиться в храмах и вести нормальную церковную жизнь, а также из-за массированных попыток зарубежных католических миссионеров обратить в свою веру людей, крещеных в православие или духовно и культурно в нем укорененных.

Бесспорно, Русская Православная и Римско-католическая церкви имеют немало возможностей для сотрудничества в общественно значимых областях, в которых подчас занимают сходные позиции. Однако такое сотрудничество сможет возобновиться и развиться только после качественного сдвига в урегулировании упомянутых проблем.

- Сейчас пора отпусков, многие православные выезжают за рубеж, в том числе в католические страны. Можно ли им заходить в католические храмы и молиться?

- Конечно, в познавательных целях можно зайти в храм другой конфессии, особенно если он является историко-культурным памятником какой-либо страны. Я сам это делал много раз, находясь за рубежом. Православные паломники часто молятся перед мощами угодников Божиих и другими святынями древней неразделенной Церкви, ныне находящимися в католических храмах.

Но главным и по-настоящему единственным местом молитвы для православного христианина должен все-таки быть именно православный храм, в котором он принимает Таинства, прежде всего Таинство Таинств - евхаристию, причастие Тела и Крови Христовых.