Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Московский церковный вестник»

ОГНЕННОЕ ПОГРЕБЕНИЕ

Вопрос о кремации ставится в России сравнительно давно. Еще в конце прошлого века обер-прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев писал: «Они хотят, чтобы мертвые не предавались земле, а сожигались в особо устроенных печах, - и требуют этого с утилитарной и гигиенической точки зрения. Но есть обряды и обычаи, от которых отказаться - значило бы отречься от самого себя, потому что в них отражается жизнь духовная человека или всего народа, в них сказывается целая душа».

К счастью, шумная пропаганда не дала ощутимых результатов: кремация в России не привилась и не получила поддержки общества, хотя ссылок на опыт «цивилизованных» стран было предостаточно. Ситуация коренным образом изменилась, когда мы «отреклись от старого мира», и Россия из «нашей» страны стала «этой» страной, а обряды и обычаи превратились в предрассудки. Во что обратились погребальные обряды, можно прочитать в «Окаянных днях» И.Бунина, однако массированное наступление началось в 1927 году.

Позиция Православной Церкви здесь следующая: Церковь не запрещает кремацию, но и не призывает к ней. Ингумация, или погребение в землю, основано на библейском «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19).

Разговоры о кремации и пропаганда кремации начались со времен Реформации (ХVl век), когда в Западной Европе стало развиваться прагматическое понимание христианства. Пожалуй, первую книгу о кремации выпустил личный врач папы Александра Vl (1431-1502), освободившийся после смерти патрона от трудов по массовому производству ядов и решившийся отличиться на новом поприще.

В 1874 году инженер и предприниматель Ф.Сименс изобрел печь, в которой сжигание трупа происходит в струе раскаленных газов. Тогда же была организована Международная федерация кремации и началась пропаганда кремации с позиции экономики и эстетики.

Часто в качестве аргумента в пользу кремации проводится утверждение об экономии земли. Это неверно, ибо пепел от кремации исключается из природных процессов и должен где-то накапливаться. Поэтому не удивительно, что обычно этот вопрос просто не ставится сторонниками кремации, предпочитающих оперировать сиюминутными выгодами.

Не следует слепо копировать западные образцы, механически переносить их на отечественную почву. Западноевропейский капитализм - во многом следствие протестантизма. Что бы ни говорили о светской форме нашего государства, корни его культуры лежат в Православии. Этика Православия противоположна прагматизму протестантов!

Поэтому качественно различен и подход к погребению. Православная Церковь видит в погребении исполнение долга человеколюбия, протестантизм же решает техническую проблему удаления и утилизации трупа. Есть надежда, что разговоры о кремации, предложения о ее широком внедрении наконец-то прекратятся, и Россия возродит свои погребальные традиции, отказавшись от слепого подражания так называемым «цивилизованным» странам.

Протоиерей Аркадий СТАНЬКО