Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
К счастью, шумная пропаганда не дала ощутимых результатов: кремация в России не привилась и не получила поддержки общества, хотя ссылок на опыт «цивилизованных» стран было предостаточно. Ситуация коренным образом изменилась, когда мы «отреклись от старого мира», и Россия из «нашей» страны стала «этой» страной, а обряды и обычаи превратились в предрассудки. Во что обратились погребальные обряды, можно прочитать в «Окаянных днях» И.Бунина, однако массированное наступление началось в 1927 году.
Позиция Православной Церкви здесь следующая: Церковь не запрещает кремацию, но и не призывает к ней. Ингумация, или погребение в землю, основано на библейском «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19).
Разговоры о кремации и пропаганда кремации начались со времен Реформации (ХVl век), когда в Западной Европе стало развиваться прагматическое понимание христианства. Пожалуй, первую книгу о кремации выпустил личный врач папы Александра Vl (1431-1502), освободившийся после смерти патрона от трудов по массовому производству ядов и решившийся отличиться на новом поприще.
В 1874 году инженер и предприниматель Ф.Сименс изобрел печь, в которой сжигание трупа происходит в струе раскаленных газов. Тогда же была организована Международная федерация кремации и началась пропаганда кремации с позиции экономики и эстетики.
Часто в качестве аргумента в пользу кремации проводится утверждение об экономии земли. Это неверно, ибо пепел от кремации исключается из природных процессов и должен где-то накапливаться. Поэтому не удивительно, что обычно этот вопрос просто не ставится сторонниками кремации, предпочитающих оперировать сиюминутными выгодами.
Не следует слепо копировать западные образцы, механически переносить их на отечественную почву. Западноевропейский капитализм - во многом следствие протестантизма. Что бы ни говорили о светской форме нашего государства, корни его культуры лежат в Православии. Этика Православия противоположна прагматизму протестантов!
Поэтому качественно различен и подход к погребению. Православная Церковь видит в погребении исполнение долга человеколюбия, протестантизм же решает техническую проблему удаления и утилизации трупа. Есть надежда, что разговоры о кремации, предложения о ее широком внедрении наконец-то прекратятся, и Россия возродит свои погребальные традиции, отказавшись от слепого подражания так называемым «цивилизованным» странам.
Протоиерей Аркадий СТАНЬКО