Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Приморский благовест» г.Владивосток

епископ Бронницкий Тихон

ЖИТИЯ И «ЖИТИЯ»

Увеличение потока литературы и отсутствие духовной цензуры иногда приводит к случаям выпуска книг недопустимо низкого уровня. Можно назвать книгу «Иерусалимский батюшка - иеросхимонах Феодосий» (М., 1994; автор А.Ильинская). Она вышла с указанием «Издается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия ll», хотя Святейший Патриарх ее в глаза не видел. Это издание, содержащее невероятные небылицы, неоднократно переиздавалось. В ней, например, утверждается, что старец Феодосий служил «в придворном храме Константинополя», хотя в XlX веке никаких христианских императоров в Константинополе не было и быть не могло: с XV века Стамбулом правили султаны. Содержит книга и другие «открытия» в церковной истории. Но главное, что в ней приведены молитвы к преподобному Феодосию, хотя на момент издания книги он не был канонизирован даже как местночтимый святой.

К сожалению, в печати появляются и такие «жития» подвижников благочестия, которые трудно отличить от жизнеописаний магических целителей и ясновидцев типа Ванги. Хотя они и выпущены издательствами, называющими себя православными, но содержат в себе вымыслы, магизм, непристойные нападки на Церковь. Обычно эти жития есть результат путаных воспоминаний «духовных чад» подвижников. Из них можно узнать, что нельзя молиться о тех, кто сжигает тела своих родственников, что без головного убора женщина не должна ходить и даже спать, а к причастию нельзя допускать тех, у кого в доме живет собака... Хрущев, оказывается, желая умертвить треть населения, приказывал вместо пшеницы засевать плевелы из Америки. В Москве в 1989 году должно было произойти землетрясение, но оно было предотвращено молитвами подвижника, повышение же пенсии предвещает приход антихриста и т.д.

Духовная жизнь по этим книгам предстает не борьбою с грехом, а борьбой с порчей и сглазом, а духовная брань - не подвигами воздержания, милосердия, любви, а раздачей освященных по некому особому способу (не церковному) масла и воды.

Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский за всю жизнь сподобились лишь нескольких посещений Пресвятой Богородицы, а персонажей некоторых современных книг чуть ли не каждый день посещают святые, пророки, и, конечно, Богоматерь...

Зачастую в подобных книгах искажается облик святых. Так, в одной из них рассказывается, что святой праведный Иоанн Кронштадтский во время вскрытия его гробницы восстал и грозно сказал: «Нечестивцы! Уморю голодом», что и «сбылось» (сотни тысяч уморенных в блокаде). Так, святым присывается жестокость и мстительность.

Герои этих книг вполне могут быть истинными подвижниками, но рассказы о них написаны людьми, явно находящимися в прелести. Такое бывало и в прошлом. Вспомним культ отца Иоанна Кронштадтского у секты «иоаннитов». Но прежде было средство борьбы с подобными преувеличениями и неумеренностью - духовная цензура, осуществляемая со стороны православного богословия, одна из задач которого - борьба с мифологией и суевериями. Слово цензура ныне не в моде, пока не изжито еще увлечение свободой, но если мы хотим хранить, как наши прадеды, веру православную, без введения цензуры нам не обойтись. Вопрос лишь в том, в каких формах она должна осуществляться.