Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Православная Пермь»

А.Ф.Лосев

О МОЛИТВЕННОМ СТОЯНИИ

Выдающийся русский ученый Алексей Федорович Лосев в 1929 г. принял тайный монашеский постриг с именем Андроник. Его духовный и научный подвиг дает основание причислить его имя к замечательным именам подвижников благочестия XX века.

Самое трудное - это добиться первого сдвига в молитвенном научении. Человек, живущий в миру, очень овеществляется, прицепляется плоти. Как трудно новоначальному простоять хотя бы полчаса на молитве! А ведь стояние на молитве должно быть долгим, надо приучать себя не замечать многочасовых молитвенных стояний и бдений. Как добиться первого сдвига, памятуя о том, что Господь рано или поздно откроет истину, и ты поймешь свой мрак и неведение, в которых находился в миру до молитвы.

Одно из первых условий молитвы - частое и внимательное посещение церковных богослужений. Все наставники всегда советовали это, но редко кто понимал всю действительную силу и значение для личной тайной молитвы церковного богослужения. Не дай Бог, если ты скажешь в сердце своем: я хочу молиться наедине и тайно, а церковь для меня слишком шумна и хлопотлива. Сказавший так находится в некоей прелести, которая может разрастись в неисцелимое бедствие, и не избежать погибели такому человеку. Я говорю не о таинственном влиянии храма Божия на душу молящегося, а только лишь о его дисциплинирующем действии.

Я знаю, как трудно начинать это делать, как слаба наша воля, особенно, когда захотим выполнять сие послушание в обстановке городской и семейной суеты. Поэтому лучше поехать в загородный монастырь, хотя бы на день, на два.

Бывало, в молодости приеду я в монастырь после шумной и деловой Москвы. Первый день стоишь в церкви плохо. Лезут разные мысли, продолжающие обычную сутолоку и оставленные в городе дела; в теле всегда чувствуешь усталость, неохоту к подвигам. Хочется спать, есть, пить, ходить, говорить, писать, - только не молиться. На другой день суетные мысли, не находя пищи, гаснут. Ноги, которые вчера ломили и подкашивались, сегодня стоят твердо. Проходит усталость и голод, и тело как бы перестает быть телом.

Конечно, для врага нет ничего более опасного, как твое намерение и решение работать Господу душой и телом. Враг нашлет на тебя разные болезни, якобы препятствующие тебе подолгу стоять в церкви. Доктор строжайше запретит тебе такое стояние. Сам ты будешь чувствовать неполезность и вредность этих бдений... Но мужайся, брат! Надо преодолеть это препятствие, и первый сдвиг будет сделан. А дальше будет уже легче.

Чудно и сладко долговременное стояние в храме на молитве. В особенности благоуханны и глубоки ночные молитвы в церкви. Тихо, торжественно и благостно на душе, когда стоишь когда-нибудь в посту в монастыре на утрени, которая началась в 2-3 часа утра, когда начинают пробиваться первые светы восходящего дня в темные окна храма, и когда свечи и лампады начинают чуть-чуть бледнеть, уступая место нарождающемуся свету. В теле сладкая усталость и как бы тоже молитва, а в душе умилительно и тихо; и кажется, что это не земной день начинается, а какой-то другой, вечный, что из этой ночи мы переходим прямо как бы в вечность и расцветает заря уже тамошнего дня и вечной жизни.

Чудные плоды этой молитвы не заставят себя долго ждать, и ты ощутишь в душе своей небывалые силы и небывалую решимость. Всякий подвиг облегчится тебе, и телесный, и умный. И облегчится тебе Иисусова молитва. Душа и тело твои закалятся, и тысячи соблазнов окажутся бессильными и отпадут.

Конечно, это не единственный и последний подвиг; и существует множество других соблазнов. Но ведь я говорю тебе о первом сдвиге.