Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Все в иконе сосредоточено на образе человека. Автономному от Бога человеку, замкнутому в себе, утерявшему целостность своей природы, в ней противопоставляется человек, осуществивший свое богоподобие, человек, в котором преодолен распад.
Маленькому человеку, утерявшему единство с остальной тварью, затерянному в громадном и зловещем мире, икона противопоставляет большого человека, окруженному малым по отношению к нему миром, человека, восстановившего свое царственное положение в мире, преобразившего свою зависимость от него в зависимость мира от Духа, живущего в нем.
И вместо ужаса, который человек внушает твари, икона свидетельствует об осуществлении ее чаяний, избавлении ее от «рабства тления» (Рим. 8, 21).
Хаотичному новаторству современных течений в искусстве с их культом исторической новизны, в иконе противостоят традиционные формы православного искусства; обособленному творчеству автономного художника противопоставляется иной принцип художественного творчества, индивидуальному — соборное. В Церкви все определяется не «стилем», а каноном: всякое творчество, чтобы быть церковным, неизбежно включается в канон. «Каноническое есть церковное, церковное есть соборное», — говорит священник Павел Флоренский. Другими словами, творчество художника включается в ту же евангельскую перспективу.
Так соборное постановление о церковном искусстве направляет иконописца на верное выражение православного вероучения и исправляет искажения, проникающие в православную иконографию, что всегда возможно хотя бы по неведению. Художественное же творчество, как таковое, постановления эти не только не ограничивают, но и вопросов, с ним связанных, не касаются. На этом пути, если иконописный канон и ограничивает что-то, то никак не творчество, а субъективный произвол и самочиние отдельных лиц, на какой бы ступени иерархической лестницы они не находились.