Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Липецк православный»

ПОБЕЖДАЙ ЗЛО ДОБРОМ

Война — дело жестокое. Может ли быть на ней место христианской любви? Или воин должен, забыв о ней, учиться «науке ненависти»?

И Священное Писание, и многочисленные примеры из жизни святых говорят нам о том, что нет места и времени, когда христианин может забыть о любви. В старые времена на Руси, вознося молитвы о русском воинстве, сражающиеся «за царя и Отечество», святая православная Церковь именовала его воинством христолюбивым. Какое поучительное название! В нем содержится и похвала, и назидание, и сладкое одобрение воину. Заслужить такое звание поистине высшая награда для каждого воина-христианина. Что же надо для этого?

Воинская служба нелегка сама по себе. Помимо физических тягот и лишений она несет с собой необходимость решать острые нравственные вопросы, находясь вдалеке от дома, родных и близких, тех, кто мог бы помочь советом. Она требует высочайшего духовного напряжения, особенно трудного для совсем молодых людей, не имеющих достаточного опыта жизни. Но христианин не должен отчаиваться, и чувства беспокойного не должно быть у него. С ним Христос — Тот, Кто сказал Своим ученикам: «в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16,33). С ним святая Православная Церковь, ежедневно возносящая во святых храмах молитвы «о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ее». Если подается записка о здравии служащего в армии, то предстоятель читает вслух: «о воине... имярек», дабы усугубилась молитва верующих в тот момент. Не произнося вслух другие звания и должности, но только священническое и воинское, как требующие особого молитвенного заступничества Церкви.

Если христианин будет верен своему званию, он увидит, что воинская служба не только не мешает, но и в высшей степени способствует раскрытию христианских добродетелей в человеке. Где еще вы найдете такое служение, которое требовало бы столько самоотвержения, мужества и бодрствования духа? И если воин сумеет благоразумно использовать преимущества своего положения, употребляя их на благо и во славу Божию, то и служба станет легче, и окружающим людям явится свет Христовой правды. Тогда станет всем очевидно, какое великое преимущество — быть христианином.

Посудите сами. Разве не само Евангелие научает нас быть мужественными в борьбе со злом и великодушными к падшим, притесняемым, бедным? И не в Евангелии разве заповедано радоваться лишениям и недостаткам, приближающим нес к святым и Самому Спасителю нашему? А раз так, то воин, слушающий слово Божие, будет и львом на поле брани, и агнцем под кровом мирного жителя и среди товарищей по оружию, будет послушлив без лицемерия и терпелив без ропота, будет первым в трудах и последним у награды. Тем, где неверующий увидит только ущемление своих прав, христианин увидит врачевство, исцеляющее от гордости и научающее смирению. Там, где неверующий ожесточится, христианин пуще возлюбит Бога.

В трудных условиях воинской службы, и особенно на войне, резче проступает черта, отделяющая свет от тьмы, добро от зла. И потому воин становится живым воплощением сил невещественных — или ангельских воинств, или легионов сатаны. Воин-христианин должен всегда помнить, что никакими ссылками на то, что он «исполнял приказ», он не уйдет от суда Божия, если доверенный ему меч он сознательно использовал для насилия и служению злу. Даже тогда, когда помимо своей воли он вынужден участвовать в несправедливой войне или исполнять несправедливый приказ, его личная добрая воля и личные поступки могут служить добру. Об этом написано много книг, есть примеры тому и в Евангелии. Солдат, невольно участвующий в несправедливой войне, не несет ответственности за самый факт своего участия, но отвечает за свои личные злодеяния и акты ненависти, совершенные на этой войне.

К сожалению, бывают обстоятельства, при которых невозможно совсем избежать греха, но всегда есть возможность не впускать его в свое сердце и всегда есть возможность искренне раскаяться в нем. В Царство Небесное нет прямых и легких путей. И тот христианин, у которого при виде кровопролитий и несправедливостей войны возникает соблазн совсем устраниться греха, совершив дезертирство, должен понимать, что он только усугубит свой грех. Это попытка освободить себя от греха за счет других — за счет начальства, которое будет расплачиваться за побег, за счет товарищей, у которых оказалось больше мужества. Не к тому призывает нас Евангелие. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов», — говорит Апостол (Гал. 6,2). Наконец, бросая свой пост, на который поставил его Господь затем, может быть, чтобы меньше пролилось крови и совершилось зла, робкий христианин оставляет его тому, кто будет лить кровь с большей охотой.

Итак, да помнит каждый христолюбивый воин, что меч вверен ему не только властью земной, но и Божией, что он, носящий меч, есть «Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13,4) и отвечать ему — перед Богом.