Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

"Ярославские епархиальные ведомости"

ЛИЦЕМЕРИЕ

Мать, испрашивая благословение у разных священников, путешествует по монастырям. отец целый день на работе. а дети остаются заброшенными, неухоженными, смотрят без конца телевизор, все подряд, или одни гуляют на улице. Или, скажем, такое: стоит в храме, вся в черном, прихожанка, — рассказывает почтенный лаврский архимандрит, — четки крутятся у нее, как колесо, а попробуй подойди к ней — злая, как собака.

Лицемерие — всегда расхождение между внешним видом и внутренним нашим состоянием. Внешнее благочестие — это как бы маска того, что человек угождает Богу и живет, как настоящий верующий человек, а в сердце при этом могут быть самые безбожные мысли и чувства. Христос говорит: это настолько опасно, что может приводить к вражде против Бога, как показано это в Евангелии. Эту дочь Авраамову, которую сатана связал, кому, как не священнику, нужно было прежде всех пожалеть, а он становится на сторону сатаны и выступает против Бога в своем лицемерии только для того, чтобы было соблюдено все внешнее!

Господь много говорит горьких и грозных слов об опасности лицемерия, особенно накануне Своих страданий. Он напоминает, что вся история Ветхого Завета, по существу, есть история убийств — убивали пророков, праведников те, которые, будучи лицемерами, соблюдали все внешнее. И эта история, говорит Господь, не закончилась, она продолжается. Мы знаем, что лицемеры, которые все посты соблюдали, все правила знали и ни в чем как будто не отступали от предписаний Божиих, вынесли приговор Спасителю: «Повинен смерти». Осудили Того, Кто избрал, полюбил этот народ, отвергли Его и распяли.

Эта тайна беззакония присутствует и в нашей Церкви, постепенно раскрываясь. Святитель Игнатий Брянчанинов с горечью повторял сказанные за сто лет до него слова святого Тихона Задонского:«Христианство незаметно удаляется от людей, остается одно лицемерие, и плодами этого лицемерия будет то, что предвижу — все здание Церкви нашей падет, и падение это будет внезапное и великое».

Церковь должна быть особенно внимательна к себе в нынешней обстановке неслыханного лицемерия и жестокости. Господь говорит, что Он ненавидит праздники, когда они связаны с лицемерием и беззаконием:«Напрасно вы приходите в храм и ставите свечку, — говорит Он. «Слушайте слово Господне, — предупреждает пророк Исайя. — Ваших собраний праздничных не могу терпеть — они беззаконие. Праздники ваши ненавидит душа Моя — они бремя для Меня, Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои. Ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь, перестаньте делать зло, научитесь делать добро. Ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту. вступайтесь за вдову. И тогда, — говорит Господь, — Я совершу чудо». И тогда исполнится то, о чем пророчествовал преподобный Серафим Саровский, призывая нас к хранению заповеди Божией о почитании праздничных и воскресных дней и стяжанию Святаго Духа.

Бог, по словам преподобного Серафима, есть огонь. Не обряды, не пост и молитва, не добрые дела, а огонь, сокрытый в них. Не присутствие наше внешнее на празднике, а присутствие праздника в нас. Мы не можем выпрямиться к небу, в три погибели согнутые к земле, если не будет среди нас Христос, если не примем всем сердцем слова Его: «Милости хочу, а не жертвы».