Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

"Псково-Печерский листок"

ПЛОДЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Мы еще до конца не поняли, какие огромные последствия будет иметь изобретение телевидения. Обладая какой-то воистину магической силой обаяния и привлекательности и вместе с тем тая в себе страшный ад растления, оно стихийно завоевывает самое почетное место в каждом доме, в каждой семье.

Конечно, всякое изобретение, всякий механизм и машина не есть зло само по себе, как нет самобытного зла. Зло проявляется только в самоволии разумной твари, не исполняющей волю Божию. Более того, в таких изобретениях надо видеть печать Божией Премудрости, которую человеку дано раскрыть в законах природы, чтобы от всего сердца вознести хвалу своему всемогущему Создателю.

Весь период от первой мировой войны до сего дня был отмечен социологами и педагогами стремлением человека уйти в свободное время из дому на улицу в поисках развлечений. И вот телевидение впервые за десятки лет стало возвращать человека домой. Справедливости ради стоит отметить, что телепередачи вернули его к домашнему очагу только потому, что перенесли в его все те уличные удовольствия и развлечения. Получается, что ничего высоконравственного в этом нет, но среди моря бесчинства, соблазна и растления современной жизни надо уметь хвататься и за соломинку, если есть возможность хоть что-нибудь и тут использовать для добра. Телевидение способно наглядно и исчерпывающим образом преподать уроки по разнообразным вопросам науки, искусства и техники, и этим поднять образованность.

Губительность же его влияния на человеческую душу совершенно несоизмерима с крупицами пользы. Телевидение совершенно отрывает всех от чтения. Зачем читать, когда все не только видно, но и слышно? Зачем напрягать свое воображение, когда все уже заранее сделано за нас, проработано и преподано нам в законченном виде с мельчайшими нюансами, которые можно воспринимать без всякого труда? Воображение, эта важная часть нашей души, источник творчества, дерзновения, развивается при чтении книг и делает человека не только полезным для общества, но придает ему жизненность и радость бытия. В телепередачах к нашему воображению не обращаются, оно попросту не нужно. Человек становится духовно ленивым. Равнодушно, механически воспринимает он мир Божий, не понимая, что «на всем видимом написано свидетельство о Невидимом» (Рим. 1, 20).

Ни один отец, ни одна мать никогда не решатся повести свою семью в дом сомнительной репутации. Если им предложат пойти погулять вечером в самые отвратительные кварталы города, где царят грех и порок, они сочтут это глупой шуткой. Отцы и матери православных русских семейств! Зачем вы лицемерите? Вы только что пожимали плечами в ответ на сомнительные предложения посетить «злачные» места большого города, а сейчас всем семейством чинно рассядетесь у себя в гостиной и нажатием кнопки телевизора пригласите в свой дом всех подонков человеческого общества: бандитов, убийц, психопатов, самых невероятных маньяков, торговцев живым товаром. А ваши дети после таких телепередач будут кричать во сне, постепенно становясь нервными и раздражительными, вам же будут грубить в неслыханной, недопустимой форме.

Привычка воспринимать через телевизионные передачи ужасы порочной жизни порождает еще одно пагубное явление. Реализм телевидения способствует разрушению в сознании зрителей всех этих препятствий — подходы к греху становятся привычными, как бы уже пройденными, и самый грех, при случае, совершается легко и свободно. Вот почему за последнее время было совершено множество самых невероятных и неожиданных преступлений, о чем свидетельствуют социологи, психологи, преступлений без малейших причин, без предисловий.

Освободиться от телевизора чрезвычайно трудно. Это своего рода массовый медиум. Телевидение завораживает сознание и буквально овладевает миллионами. Те, что в провинции, в глубинке, смотрят телевизор потому, что считают его окном в большой мир, отдаленный от маленького городка на тысячи километров. И в устремлении не отстать от других стараются посредством телевидения выглядеть осведомленными.

В столицах тоже не гнушаются телевизионных бдений. В массе своей люди тут же, как и в далекой глубинке, думают, что негоже отставать от жизни. Для некоторых в телевизоре — развлечение и отвлечение от всяких внешних неурядиц и трудностей. Получается, что человек никогда не остается наедине с собой, с собственным естеством. Погружаясь в дребезжание расхожих слов, звуков, он как бы и не в состоянии уловить движение своей собственной души, которая по природе своей христианка, а улавливает такой зритель только то, что сверх естества, что от лукавого.

Если же вспомнить положительные качества телевидения и, в особенности, возможность с его помощью возвращать людей под домашний кров, то, используя это, необходимо одновременно пресечь, насколько возможно, его развращающее влияние. Потребуется проявить силу воли и самодисциплину, чтобы под страхом строгого наказания никто, кроме отца, матери или старшего в семье, не смел прикасаться к телевизору, который должен обрести образ запрещенного плода. Ребенку могут быть изредка показаны только полезные фильмы, но исключительно как награда за его успехи и хорошее поведение.

Во все посты следует положить себе за правило: выключить этот аппарат из сети или вовсе на это время убрать его с глаз долой. Вся ревность в борьбе будет, конечно, зависеть от степени желания своего спасения, от нашего общего благочестия, от нашей преданности Церкви.

Святые отцы отрицательно относились к театру и зрелищам, которые пробуждают силу воображения, тесно связанного со страстями. Иоанн Златоуст называл театр училищем страстей, хотя древнегреческая трагедия, по нашим понятиям, нравственна. Святые отцы не разделяли театральных постановок на полезные и вредные, на нравственные и безнравственные. Они осуждали сам метод — имитацию истины, игру в действительность.

Телевидение, вторгшись в наши дома, превратило их в театральные залы, где люди просиживают часами у сцены. Представления идут без антрактов, без выбора пьес, информация льется беспрерывным неконтролируемым потоком. Телевидение отворило двери нашего дома; к нам приходят и от нас уходят толпы людей, пришельцы со всех планет, призраки, созданные фантастами. Приходят без стука, не спрашивая, где гость и кто хозяин, приходят ковбои и гангстеры, люди, с которыми мы не хотели бы иметь ничего общего.

Телевизор является концентрацией страстей, неотделимых от чувственных образов. Аскетическая борьба со страстью — это очищение души от греховных фантазий и чувственных представлений. Страсть облекается в форму обольстительных картин. Телевизор же представляет множество форм для пробуждения чувственности. Телевизор нивелирует человеческую личность. Каждый человек, по учению святых отцов, это микрокосмос. Каждый человек — это неповторимая индивидуальность. Телевидение унифицирует, обезличивает людей. Телевизор предлагает одну и ту же пищу десяткам миллионов людей, поэтому люди стали похожими друг на друга, похожими не в единстве духовной любви, а в единстве однообразия, люди теряют интерес друг к другу.

Телевизионные передачи учат человека жестокости. Это касается не только картин убийств и насилия, представленных подчас в атмосфере поклонения и геройства. Не менее страшно другое: переживания человека у телевизора настолько интенсивны и остры, что эмоционально опустошают его, и в повседневной жизни становится безучастным, холодным, равнодушным.

С телевизором в дома верующих людей вошли кощунственные кинофильмы о Христе Спасителе. Искусство артистов — в умении перевоплощаться, забыть себя, отождествить себя с тем, кого играют... Нужны отсутствие всякого религиозного чувства или искаженная демоническая религиозность, чтобы отождествить себя с Иисусом Христом!

Скоро человеку не нужно будет посещать друзей, ехать на конференции, приходить в школу для занятий: он сможет сделать это, управляя телевизионной системой, оставаясь в собственном доме. Человек останется в миру, как в пустыне, холодный ко всему и чуждый для всех.