Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

Православная Тверь

Священник Владимир ПЕРЕСЛЕГИН

ПЕРЕСАДКА СЕРДЦА:
ВЗГЛЯД ВЕРУЮЩЕГО

«Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное» (Дан.4, 13). Сказанное Богом о Навуходоносоре исполняется в представителях Вавилона сегодня. Ребенку не объяснить, что такое пересадка сердца: не повернется язык. И если он все-таки услышит об этом, первое, что спросит с ужасом: «Скажи, а у нас не будут вынимать сердце?» Единственный способ его успокоить — сказать, что нет, это совершенно запрещено, этого никогда не было и не будет.

«Не весте ли яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас; аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы». В этих словах апостола Павла — учение Церкви о теле как о святыне. И если закрытый и оскверненный храм непозволительно разбирать на кирпич, то тем более покинутый душою храм человеческого тела, хотя бы растлеваясь до Страшного суда, остается навсегда частью единственной и конкретной личности.

Прежде всего, это самое банальное и тем более ужасное воровство. Без согласия владельца вырезают еще трепещущее сердце жертвы автокатастрофы или криминала. Хочешь быть добрым самарянином, хочешь продлить чью-то жизнь — отдай свое! Беззаконно пользующиеся телом ближнего для удовлетворения своих потребностей, пренебрегая притом личностью ближнего, занимаются тем, что на языке Церкви называется надругательством или блудом. Именно блудом называет Святая Церковь действия по утилизации ценностей, заключенных в мертвом теле ближнего, хотя бы и для продления чужих жизней. «А истязывати прах тела, разрешившагося... и подвигнути кости в надежде приобрести некое украшение, закапанное с умершим, сие подлежит такому же суду, как и простый блуд». (св. Григория Нисского 7-е правило). Предполагали ли святые отцы, что будут христиане, решившиеся изымать из тел ближних еще бьющиеся сердца с теми же «гуманными» целями и путем еще более откровенного хищничества?

Хищничество. Блуд. И кроме того — святотатство. «Похитивый посвященное Богу, по правилу 8-му св. Григория Нисского, равен убийце».

Сердце — великая и таинственная Божия святыня. Православная Церковь учит, что именно оно является мистическим центром личности.

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» (Лк. 6,45), «Исходящее изо уст, от сердца исходит» (Мф. 15,18), «От избытка сердца глаголют уста» (Лк. 6,45)

Умо-сердечная молитва, соединение ума и сердца — стремление христианина. Он призван возлюбить Бога всем сердцем своим (Мф. 22,37). Исповедуется Богу верный в «правости сердца» (Пс.118,7) и всю сознательную жизнь молится: «всем сердцем взысках Тебе, не отрини мене от заповедей Твоих», «буди сердце мое непорочно во оправданиях Твоих, яко да не да не постыжуся», «наследовах свидения Твоя вовек, яко радования сердца моего суть» (Пс. 118) Неужели «сердце» здесь только проникновенный образ в устах псалмопевца? (Верующий знает, что нет. И это подтверждает Священное Писание: «Вы есте послание Христово... написано не чернилом, но Духом Бога Живаго, не на скрижалях, но на скрижалях сердца плотяных» (2 Кор. 3,3) И можно ли покинутое душою сердце назвать «куском мяса»? Нет, тысячу раз нет! Оно, бывшее вместилищем «утренней звезды» и живою скрижалью Божиих заповедей (Иер. 31,33; Евр. 8, 10 и др.), и по смерти остается причастным Божественной жизни. Вот что есть сердце по учению христианскому.

Может быть, некоторые выражения Священного Писания явились для ослепших миролюбцев оправданием дьявольской мысли о трансплантации сердца, например: «сотворите себе новое сердце», (Иез. 18,31).

Это опровергает апостол Павел, когда пишет Филимону:«...Ты же приими его (Онисима) как мое сердце» (Флм. 1,12). Апостол Павел не посылал своего сердца из Рима, но использовал выражение «послать сердце» как образ совершенной любви к Онисиму и доверия к Филимону. Так и в перечисленных цитатах из Священного Писания все, что относится к пересадке, замене, передаче, есть образ Божественного домостроительства в людях, тогда как самые сердца остаются средоточиями их духовной, психической и телесной жизни, органами, имеющими, как правило, исключительное значение для освящения и спасения в Боге всего человека.

Чем трансплантация принципиально отличается от людоедства? Формально только тем, что трансплантаторы не убивают жертву (донора). Но кто может сказать, как это происходит в действительности и смерть скольких «доноров», даже неизбежная, была в действительности ускорена? Ведь трансплантаторам, как стервятникам, необходимо как можно более свежее, живое сердце. Это увеличивает шансы выживаемости. В любом случае, они, как людоеды, с радостью пользуются плодами чужого горя. И плодами преступления, так как изъять орган у мертвого — значит своровать у него, пользуясь его безгласием. Дуща-то видит, что делают, да сказать уже не может.

Православная Церковь всегда чтила тело, оставленное душою, как мощи. И речь не только о святых, но, во-первых, обо всех крещеных: «Скончавшуся кому от православных, абие призывают священника, иже пришед в дом, в немже мощи усопшего лежат... и вземши мощи усопшего, отходим в храм» (Требник), а во-вторых, обо всех вообще людях, так как Христос просвещает и освящает всякого человека, грядущего в мир. Всего человека, а не душу его. Всякий человек носит и в душе, и в теле образ и подобие Божие. Всякий человек не скот, а словесное существо, не только умом, но и телом. И всякий человек, имея единственное тело и единственную душу, то есть являясь личностью, призван к освящению и вечной жизни всей личности: и души, и тела.

И пусть ответят верующие трансплантаторы: во Всеобщее Воскресение, в последний день с чьим сердцем в воскресшем теле соединяется душа вашего пациента? Это не саддукейство. Это реализм! Сердце святого Игнатия Богоносца носило в себе золотые буквы «И.Х». И если сердце, сокрушенное и смиренное раба Божия, погибшего мученической смертью в автокатастрофе, также, может быть, имевшее в себе эти святые буквы, пересадить в атеиста, то где гарантия, что это чистое сердце, сокровенный человек которого ушел на небо, не будет осквернено блудом и лихоимством выздоровевшего хищника.

Полно об этом. ТЕЛО — СВЯТЫНЯ, ТЕЛО — МОЩИ. ТЕЛО имеет освящение от Духа Божия Животворящего. Это вера Православной Церкви. Как говорит святой Иоанн Дамаскин: «По закону всякий, кто касался мертвого, назывался нечистым. Но эти не мертвые... Усопших в надежде на Воскресение и с верою в Него мы не называем мертвыми». Неужели не свято тело христианина, соединенное плотью и кровью Господа в таинстве Причастия? Господь ведь прошел «во все уды его, во утробу, в составы, в сердце»! Вот откуда отношение православных к телам умерших как к святыне. Это подлинно храм Божий. «Аще кто растлит храм Божий, растлит сего Бог».

Сторонники трансплантации часто оправдываются ее возможностью продления жизни человека ради «покаяния и спасения». Но и убийцы каются, однако этим не оправдывается убийство. Способствовать же убийству или насилию ради будущего покаяния убийцы или насильника — хула на Духа Святого. Покаяние и спасение от Бога Спасающего, а не от людей.

Для тех, кто не понимает доводов Священного Писания и Предания, объясним по-земному: трансплантация — уголовное преступление. Комментарий к ст.224 УК РФ гласит: «Надругательством над телом умершего является любое действие в отношении захороненных или временно незахороненных человеческих останков... обнажение, расчленение трупа и т.д.» Комментарий к ст.120 УК РФ: «Принуждение человека на согласие к изъятию любых органов и/или тканей для трансплантации образует состав преступления».

Действительно, умерший или умирающий человек не желал и не желает этого «поступка», только сказать не может. Или, может быть, трансплантаторы считают, что никакого человека здесь и нет? Но тогда как они называют себя верующими? Душа-то умершего стоит рядом! Насколько же ближе к Богу некоторые формулировки Уголовного Кодекса, чем считающие себя «милосердными самарянами» люди в белых халатах!

«Мотивом преступления является стремление получить трансплантационный материал для пересадки больному, в сохранении жизни или здоровья которого заинтересован виновный. Действия виновного квалифицируются по ч.2 ст.120 УК, и ответственность усугубляется, если он принуждал согласиться на изъятие органа или тканей человека, находящегося в беспомощном состоянии. Причины беспомощности не имеют значения для состава преступления».

Эти правильные слова юридического документа весьма точно отражают то, что происходит в этот трагический момент на деле. Он беспомощен! «Ныне избавляй никако и помогай воистину никтоже»; «устие мои молчат, и язык не глаголет, но СЕРДЦЕ вещает... и гласы неизглаголанными Тебе, Дево призывает»; «спечалующего ниединаго в скорби моей, ниже утешающего обретох, Владычице: ибо друзы мои и знаемии вкупе оставиша мя ныне, но Надеждо моя, никако же да не остамши мя» (канон молебный на исход души).

Да упокоит Бог по молитвам Пречистой Своей Матери Богородицы и Приснодевы Марии души тех, над святыми телами которых надругались грешные люди.