Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Царкоунае слова», Беларусь

Протоиерей Александр Шаргунов

ИРОДИАДА БЕСНУЕТСЯ

Снова перед нами история гнусного пира Ирода в день его рождения, развратное плясание юной девицы, неразумное обещание Ирода дать ей все, что она ни попросит. Девица, которая идет торопливо посоветоваться с матерью и возвращается, чтобы потребовать голову Иоанна Крестителя на блюде. Немедленная жестокая казнь, которая за этим следует в темнице среди мрака ночи.

Снова видим мы, как неотделимо связаны друг с другом бесстыдство и жестокость, как страшен может быть человек с его распущенностью и неверностью. Не зря, видно, говорят: нет ничего ужаснее на свете, чем бесстыдная мстительная женщина, потому что по самой природе своей женщина призвана прежде всего являть добро. Она — дева, мать, жена, очаг. Отвратительные телодвижения Саломеи, демонстрирующие искусство профессиональных блудниц, вызывающие не ужас, а восхищение у ее матери, которая сама ее этому разврату и научила, а теперь подстрекала на убийство!

Мы, наверное, плохо еще осознали, в каком обществе сегодня живем. То, что было когда-то патологией, стало обыденным явлением. Мать приводит на конкурс красоты пятнадцатилетнюю дочь и говорит журналистам: пусть моя дочь растет не так, как я, пусть ее красоту оценят все, пусть она гордится этим. И в результате какая-нибудь почтенная, вполне положительная, уважаемая всеми женщина спокойно смотрит изо дня в день порнографические видеофильмы вместе со своими детьми.

Каким одичанием, какой новой жестокостью прольется в нашем обществе это тихое всепроникающее растление? Происходит все более страшное накопление зла в мире и нет покаяния! Нет покаяния и не может быть его в мире, если в нас его по-настоящему нет.

И Ирод Антипа, блудник и убийца, ходил в храм и все соблюдал, как и отец его Ирод Великий. Тот, кто совершил убиение невинных вифлеемских младенцев при рождении Спасителя. Тот, о котором римский император Август говорил, что лучше было быть его свиньей, чем его сыном, потому что Ирод Великий, со строгостью исполняя все предписания иудейской религии, не мог позволить себе вкусить свинины, однако убил трех собственных детей и жену.

Преступления не совершилось бы, может быть, если бы не был он пьян, если бы не был захвачен средь пьяного пира всеобщим огнем блуда и надмения, если бы, потеряв власть над рассудительностью, не боялся, что, откажись он от своего безумного обещания, над ним будут смеяться его так называемые друзья. Он боялся больше, чем совести и Бога, оказаться не на высоте перед злоречивым людским судом. Так сегодня миллионы людей связаны круговой порукой греха и спокойно принимают любое безобразие, потому что боятся не быть как все.

Чем ближе мы к развязке истории, тем больше будет в мире людей, которые хотят жить так, как им нравится, которые готовы убить проповедника покаяния, чтобы продолжать спокойно грешить. Самим фактом своего существования Церковь является напоминанием о правде, о чистоте, о совести. Почему возникают гонения и клеветы на Церковь, почему совершаются убийства священников и монахов? Многие хотели бы заставить молчать совесть, если бы это было возможно. И потому человеку, который на самом деле проповедует о Боге, необходимо отдавать себе в этом отчет.

Какие бы безумные обещания ни давали спьяну современные Ироды, проявляя твердость во лжи, даже тогда, когда они знают, где правда, мы должны видеть, что это признак не их силы, но слабости. И как у Ирода Антипы, это — начало их крушения. Мы знаем об изгнании Ирода римскими властями в далекую ссылку и о страшной смерти дочери Иродиады. Нет сомнения, что беззаконников и здесь, на земле настигает правый суд, и что всякий грех в самом себе несет свое наказание. Но страшнее всего оказаться навсегда отринутым от пасхального пира веры и блаженной вечности.

«Грех должен быть назван грехом, — говорит св. Феофан Затворник, — иначе мы сами делаемся соучастниками этого греха и другим не даем прийти к покаянию. Заповедь о любви к ближнему предполагает такое свидетельство правды». Если нас спросят: «Почему вы об этом говорите?», — мы можем ответить словами древнего пророка: «Каждый из нас ответственен за кровь брата своего». Мир обязан многим великим людям, которые головы свои положили за правду и имели мужество говорить ее царям и царицам, когда те попирали ее к собственной гибели. Так св.Иоанн Златоуст за обличение растления был отправлен на смерть. Так святитель Филипп, митрополит Московский, принял мученическую кончину, говоря: «Где нет стояния за правду, там исповедание истины напрасно». Так святые новомученики и исповедники наши Духом Святым возвестили миру, убившему их, о суде и о правде. И Церковь, вместе с Предтечей знающая тайну Святой Троицы и Святого Креста, знает тайну Божией заповеди и зовет подвизаться в покаянии и обличении зла до смерти.