![]()
Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
ЕСЛИ БЫ НА ПРИХОДЕ У НАС НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ СЛУЖИЛ
Ещё
недавно в Грузии жил один из самых известных подвижников XX века —
архимандрит Гавриил (Ургебадзе). Знаменитый старец, ныне прославленный в
лике преподобных, оставил по себе много благодарной памяти. И среди слов,
которые люди запомнили, есть обращение к ропотникам — тем, что вечно бурчат:
«Священники плохие, власть плохая — всё плохое». Маммо Габриэли, то есть отец
Гавриил, так отвечал им: «Вы хотели бы, чтобы президентом у вас была царица
Тамара, а на приходе у вас служил Николай Чудотворец. Но вы-то сами — кто?»
А ещё мы бы хотели, чтобы врачом в поликлинике работал святой Пантелеимон, а на клиросе пел царь Давид или хотя бы Фёдор Шаляпин. А также (спасибо, Александр Сергеевич), чтобы «была я владычицей морскою, а Рыбка была бы у меня на посылках». Но, простите, вы в зеркало глядели? А в совесть заглядывали? Со здравым смыслом советовались или хотя бы с отцом Гавриилом? Сами-то вы — кто?
Но вот помечталось мне, что действительно на приходе, где я прихожанином, служит святой Николай. Без сомнения, приход сразу набьётся людом, как та сеть, которую Пётр забросил одесную корабля, рыбой. За чудесами, за милостыней, за благодатной помощью набьётся. И без внешней рекламы. Ещё бы! У всех беда. Сын пьёт, невестка гуляет, денег нет, муж работу потерял, у меня рак… Так что все — к Николаю! Он всем поможет.
Но Святитель Николай ведь не будет «угодником» в смысле одного только угождения нам. Он, главным образом, Богу угождать будет и от нас того же потребует. Потребует ежевоскресного хождения к литургии. Чего доброго, заведёт полноценное всенощное бдение. В смысле — на всю ночь, а на рассвете — литургия. Заставит поститься по уставу, а не так, как мы привыкли, — с карасиками. По средам не едим. По пятницам — тоже. Велит Псалтирь наизусть изучить. Памятуя о знаменитой пощёчине Арию, вошедшей в анналы, можно предполагать, что иному вольнодумцу Николай и портрет испортит. И вообще всё его неизбежно пламенное служение предстанет перед развращённым и ленивым нынешним христианским сообществом как вызов, мука, обличение и издевательство.
Да я ведь к Николаю только за чудом и только на пару минут! Мне за чудом. Сколько стоит? А так мне «в Париж, по делу, срочно!». Ты, Николай, дай-ка мне просимое, да побыстрее. Да в душу не лезь. Чужая душа, сам знаешь, потёмки. Ну, и я пошёл. Прощай, Николай. До скорого свидания. До следующей нужды. А он тебе: «Стой, паршивец. А ну глянь мне в глаза! Ты что это вздумал храм в торговую лавку превращать? Добра хочешь? Помощи хочешь? А потрудиться для Христа хочешь? Долги раздать, бедным помочь, ночью на молитву встать?» Ну и так далее. Знаете, что потом будет? Вскоре, через месяц-другой, в Патриархию полетят письма и телеграммы анонимных стукачей и официальных оскорблённых и униженных. Будут жаловаться на того, кому сегодня молятся, если бы он сегодня жил, а не в четвёртом веке. Как пить дать. Будут говорить про Николая Чудотворца: «Грубый, изувер, службы длинные, строгий непомерно, дерётся даже, ругается, никакой любви» и так далее.
Патриархия ответит, что, мол, этого человека мы знаем как несомненного святого. В делах и словах его не сомневаемся. Смиряйтесь и его слушайтесь. Аминь. На что в ответ пойдёт волна уже и на Патриархию: «Рука руку моет! Все не настоящие! Любви нет!» Самое время для очередных акций на Болотной и в Храме Христа Спасителя. Активизируется гнилостная пресса и прочий помойный медиаресурс. Даже Госдеп великой страны, где не гаснет солнце демократии, выскажет свое «фэ» в сторону грубости и строгости Николая Чудотворца, служащего на нашем приходе. Он-де не вписывается в современные тренды свободы, и прочие «безумные глаголы». То есть я к тому, что если у вас есть иллюзии насчёт «хорошо бы святым сегодня с нами быть», то вы перекреститесь. Может, вы первый или первая потребуете этого святого расстрелять (как уже было в советскую эпоху) за то, что его реальная святость не совпадает с вашими мечтами о святости. У нас ведь только мечты. А святость, она «другая».
А если бы на приходе у нас был священником Михаил Архангел! Храм был бы пуст! Все в ужасе и с чувством полной греховности разбежались бы кто куда. Остался бы только пепел у исповедального аналоя. Пепел грешника, сгоревшего от стыда на исповеди после нескольких вопросов исповедующего архангела.
Одним словом, когда вам захочется побурчать о том, что все плохие (только вы хороший), вы подумайте о том, что было бы, если бы реально главой государства был князь Владимир или Андрей Боголюбский, а на приходе у вас служил Иоанн Кронштадтский. Представьте всё это в деталях. Ох, вы бы взвыли! Конкретно вы. А я бы посмеялся. Так что взгляните свежим взглядом на своих родных, таких знакомых и понятных батюшек. Простых и грешных, как все. И обрадуйтесь. И благодарите Бога, что святых к святым послали, а к вам, грешникам, — грешников. И успокойтесь.
Протоиерей Андрей ТКАЧЁВ