Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

РОССИЯ - КРЫМ - СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ

Сегодня, когда вся Россия празднует возвращение Крыма на Родину, в Россию, уместно будет вспомнить, что в Крыму, как и повсюду у нас, Свято-Никольские храмы — не редкость. Сегодня мы знакомим вас с тремя крымскими церквами, освящёнными во имя Мирликийского Чудотворца (хотя на самом деле их не три, а гораздо больше). Надеемся, что, отдыхая этим летом на черноморском побережье Крыма, вы посетите эти храмы, а может быть, откроете для себя и такие, о которых мы пока не писали. Найдёте и расскажете о них всем читателям «Правила веры».

СВЯТО-НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В СЕВАСТОПОЛЕ

Крымская война 1853—1856 годов закончилась… Сотни тысяч воинов-защитников лежали в севастопольской земле. На северной стороне Севастополя появились огромные погребения — сперва на Михайловском кладбище, потом на западном склоне Куриной балки, а затем и обширное Братское кладбище… Не было здесь только храма, где возносились бы молитвы о русских православных воинах, положивших живот свой за други своя.

Средства на этот храм собирали по всей России, среди крестьян и дворян, купечества и интеллигенции. И вот 18 марта 1856 года на вершине холма Севастополя начинается строительство храма-памятника во славу Святителя Николая.

Разработка первоначального проекта для сооружения храма на Братском кладбище была поручена выдающемуся архитектору А.И. Штакеншнейдеру (1802—1865), однако уже утверждённый проект был переработан и воплощён в жизнь А.А. Авдеевым (1819—1885), впоследствии получившим за него звание академика архитектуры.

Храм, утопающий в зелени Братского кладбища, представляет собой усечённую пирамиду из белого инкерманского камня, высота которой составляет 27 м. Венчает пирамиду гранитный крест, первоначальный вариант которого весил без малого шестнадцать тонн (ныне его осколки лежат у подножья храма, на мраморной площадке с траурной лентой).

Расположенный на высоте 65 метров над уровнем моря пирамидальный храм покоится на высоком постаменте, оправленном в рустованные плиты полированного гранита и инкерманского камня. Посредине каждой из четырёх внешних граней пирамиды выступают ризалиты с фронтонами под двускатной крышей. С юга и севера в них обустроены флорентийские окна, с запада — арочный вход с мозаичным изображением Спасителя, а с востока — глухая апсида с изображением жён-мироносиц у Гроба Господня. По бокам ризалитов на 56 чёрных гранитных плитах начертаны названия всех частей и воинских формирований (с точным числом человеческих потерь и времени принятия участия в операциях), защищавших Севастополь в 1854—1855 гг. Во внутренний объём пирамиды удачно вписан крестово-купольный храм в византийском стиле. Отделку нижней части стен храма составляют облицовочные плиты чёрного мрамора с именами всех офицерских чинов общей численностью 973, погибших в Крымской кампании.

Свято-Никольский храм-памятник располагается на восьмиугольной мощёной площадке с клумбами под надёжной защитой невысокой ограды и пушек, обращённых в сторону города своими жерлами, — трофейного оружия времён Крымской войны.

Со дня освящения Свято-Никольский храм Севастополя — творение А.А. Авдеева — стал местом массового паломничества, всероссийской святыней мужества и самопожертвования.

Сначала храм был расписан живописцами, но как-то раз император Александр III посетил его, осмотрел роспись и с большим неудовольствием отметил: «Краски-то у вас растекаются!» Да, солёный черноморский воздух сделал свое чёрное дело — краски «поплыли». Тотчас было получено высочайшее указание о замене фресковой росписи мозаикой. Работы продлились шесть лет и были окончены в 1893 году.

Вслед за своим царственным отцом посетил Никольский храм Севастополя и его святой сын — Николай II с семьёй. В знак особого почтения к святыне он после совершения Литургии обошёл храм крестным ходом.

В 20-х годах ХХ века ненавистники России закрыли священное для всякого русского человека Севастопольское Братское кладбище, но сам храм не тронули. Зато его не пощадили бои Великой Отечественной. В ходе 250-дневной обороны Севастополя пулями была повреждена внешняя обшивка стен, утрачена половина мозаики, обрушена верхняя часть пирамиды, которая погребла под своими осколками венчающий храм диоритовый крест, расколовшийся на три части.

Восстановительные работы в церкви над Севастопольской бухтой были начаты в 1968 году. В итоге внешний облик здания обрёл свой первоначальный вид, а вот внутренние интерьеры так и не были завершены до конца. Наибольший урон понесла мозаика боковых икон. На исходе 1988 года в стены Свято-Никольского храма-пирамиды наконец вернулась духовная жизнь. Работы по восстановлению продолжаются и ныне. Так, в августе 2012 года наконец занял своё место венчающий крест (ранее была установлена временная копия), а также снята для реставрации часть облицовочных плит внешних фасадов. Так что твердыня идёт уверенными шагами к своему полному возрождению.

Адрес: Россия, Крым, г. Севастополь, ул. Богдановича.

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В МАССАНДРЕ (ЦАРСКИЙ ХРАМ)

Церковь Святого Николая Чудотворца в Массандре была построена в 1916 г. по проекту архитектора В.Н. Максимова для санатория больных туберкулёзом нижних чинов и офицеров Российского Императорского флота. 6 декабря 1916 года храм был освящён в честь Святого Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры — небесных покровителей императорской четы. Храм выполнен в древнерусском стиле. До закрытия в 1930 г. в церкви находилось богатое собрание редких древнерусских икон.

К концу XIX века большинство лучших земель вокруг Ялты стало принадлежать Императорской семье. Часть этой земли Император Николай II безвозмездно передал Ялтинской городской думе для создания санаториев и приютов.

Автором проекта санаторных построек стал архитектор Оскар Эмильевич Вегенер. Под его руководством строились одно за другим здания по типу бараков, простых, но удобных. В одном таком здании могли разместиться от 6 до 12 человек. Строительство началось в 1900 году. Многие известные люди жертвовали средства на это благотворительное дело, среди них Императрица Мария Фёдоровна, З. Н. Юсупова, Н. А. Барятинская, мать княжны. Первое здание санатория было освящено в январе 1901 года в присутствии Императора Николая II и Императрицы Александры Фёдоровны, а санаторий назвали «Ялтинской санаторией памяти в Бозе почившего Государя Императора Александра III». В 1902 году на средства, выделенные Императорской семьёй, здесь была построена православная церковь. Её спроектировал также О.Э. Вегенер. Храм был небольшой, однокупольный, имел один молитвенный зал. Украшением интерьера церкви стал деревянный иконостас. В 1923 году храм закрыли и, чтобы лишить его лица, снесли купол.

На землях Нижней Массандры построили ещё один санаторий военно-морского ведомства для лечения больных туберкулёзом нижних чинов и офицеров Российской империи флота, которому также присвоили имя Александра III. Корпуса санатория называли именами детей Царской семьи. В 1914 году освятили первый корпус в честь великой княжны Ольги в присутствии Николая II и Александры Фёдоровны. Для нужд больных санатория начали строить небольшой храм по проекту известного московского архитектора Владимира Николаевича Максимова (1882—1942), ученика академика А.В. Щусева. Храм построили в стиле древнерусских церквей, по сторонам от входной двери поместили мемориальные доски с историческим текстом: «Во имя Святого Духа освящена сия церковь Святого Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. В присутствии: отца Георгия, морского министра генерал-лейтенанта И.К. Григоровича, главного инспектора флота лейб-медика Г.О. Зуева, главного врача санатория». Церковь освятили 6 декабря 1916 года. Иконы для храма, по настоянию архитектора В.Н. Максимова, приобретали только старинные, не позднее XVII века. Для этого была создана особая комиссия, которую возглавил профессор Ф.Я. Мишуков. Художники и искусствоведы собирали иконы в Новгородской и Псковской губерниях. После революции в Никольской церкви устроили что-то вроде музея древнерусских икон, но просуществовал он недолго. В 1930-х годах церковь закрыли и стали использовать в хозяйственных целях.

В 1992 году началось восстановление церкви, её отремонтировали, на фоне южнобережной зелени золотом засиял большой купол, над ним установили крест из нержавеющей стали. Храм вновь освящён во имя Николая Чудотворца и великомученицы царицы Александры, небесных покровителей Царской семьи. Его прихожанами становятся люди, находящиеся на лечении.

Крымский научно-иссле-довательский институт им. И.М. Сеченова, на территории которого теперь находится Никольский храм, оказывал помощь возрождающейся церкви: оплачивал коммунальные расходы, следил за состоянием коммуникаций.

При храме открыли воскресную школу. В 2002 году освящён пещерный храм-крипта в честь Новомучеников и Исповедников Российских.

Адрес: Ялта, Нижняя Массандра, ул. Дражинского, 25, тел. +38 0654 35-00-43.

ХРАМ-МАЯК СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В СТАРОМ КРЫМУ

Мемориал памяти погибших на водах, душой и сердцем которого является храм Святителя Николая Мирликийского, расположен в селе Малореченское. Это белоснежное стройное сооружение, возвышающееся над землёй на 65 м, видно издалека — свеча храма хорошо просматривается даже с Алуштинской набережной. Храм, как магнит, сразу же притягивает к себе внимание, и чем ближе подъезжаешь к нему, тем сильнее действует притяжение. Подъехав к самому храму, останавливаешься и с немым восторгом любуешься его необычной и изящной архитектурой — здесь всё сделано с огромным вкусом, всё соразмерно и к месту…

Храм находится примерно посредине пути между Алуштой и Судаком, напротив того места, где в войну трагически погиб транспорт «Армения». Храм стоит на маленьком полуострове: с трёх сторон его — море. Если повернуться ликом к морю, то справа будет Медведь-гора, а слева уже неплохо просматривается Карадаг.

Сейчас без этого храма и всего мемориального комплекса невозможно представить юго-восточный Крым — это визитная карточка региона, которая вместе с Ласточкиным гнездом, Медведь-горой, Золотыми воротами символизирует весь курортный полуостров. Не верится, что совсем недавно — в 2004 г. — здесь было пустое место…

А начиналось все так… В начале 2000-х годов сельский голова Малореченска загорелся идеей построить для односельчан достойную церковь. Поиски мецената увенчались успехом — идеей заинтересовались российский предприниматель доктор экономических наук А.Е. Лебедев и его соратники. Идея мемориала, тематически связанного с морем, сердцевиной которого стал бы храм-маяк, разработка проекта, эскизы иконостаса храма, росписей, мозаичных панно принадлежат киевскому художнику-монументалисту А.В. Гайдамаке.

Памятнику морякам, рыбакам и путешественникам, ставшим жертвами водной стихии, решено было придать внешность плывущего по морю огромного корабля, на верхней палубе которого находится храм, названный именем покровителя моряков и путешественников — Святителя Николая. Храм напоминает формой надстройки больших военных кораблей с цокольными окнами в виде иллюминаторов. А нависшему над морем обрыву к югу от храма решили придать внешний вид носовой части корабля.

По своей высоте храм не имеет подобных в Крыму. На всех четырёх фасадах храма в форму огромного креста вписаны изображения наиболее почитаемых в православном мире святых. Изображения выполнены в технике византийской мозаики и поражают отменным качеством и своей масштабностью: высота каждого панно 15 м, площадь — 60 кв.м. Восточную часть храма украшает изображение Святителя Николая, а остальные части фасада украшены иконами Богоматери: Афонской, Ярославской, а также Покрова.

Вся площадь вокруг храма уложена разноцветными гранитными плитами в технике флорентийской мозаики. Декоративные якоря и макеты кораблей, украшающие храм со всех сторон, натуральные якоря, якорные цепи, кнехты, корабельные колокола-рынды, мемориальные плиты в честь известных морских крушений усиливают впечатление… Необычайно красив храм в ночное время: вокруг него установлены мощные прожектора, но ярче всего сияет прожектор, который находится в ажурном золочёном шаре, символе Земли, — он, по задумке создателей храма, указывает путь заблудившимся или попавшим в беду кораблям.

Храм пока не стал официальным гидрографическим объектом, в морские карты и лоции в качестве маяка не занесён. Но для многих людей, кто побывал здесь или проезжал мимо, храм — символ Красоты и Памяти.

Добраться к храму можно на своём авто по трассе Алушта—Судак или на маршрутном такси из Судака, Алушты до села Малореченское.

предыдущая