Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

НИКОЛА ЗИМНИЙ, ПРИДВЕРНИК РОЖДЕСТВА

Если православным на Руси сказать, что Святитель Николай Чудотворец, в общем-то, не русский, многие могут и обидеться: «Как это?! Какая разница, какой он национальности, — наш он, наш, самый что ни на есть родной!..» Нет, наверное, такого православного храма, нет домашнего красного угла, где не было бы его иконы, нет православного человека, хотя бы раз в жизни не обратившего к нему молитвенной просьбы о помощи и заступничестве. Этот добрый пастырь, небесный человек, святой не суровый и грозный, но милующий и заботливый, мнится нам, и до сих пор весь здесь, на земле, он включил и нас в число своих чад, отзывается на наши заботы и печали, столь часто такие неказистые, житейские, которые «небесными» и не назовёшь… И сердце подсказывает: сейчас, когда уже начинает теплиться заря приближающегося светлого Рождества Христова, день Николы зимнего — тёплый, добрый — не зря так естественно и органично укладывается в череду радостных зимних дней.

О том, как в западных странах Святитель Николай Чудотворец превратился в Санта-Клауса, а чудесные «узельцы три злата» — в чулок, набитый сластями и целлулоидными покемонами, написано и сказано современными церковными витиями предостаточно, сказано обличительно и сурово… Нет, конечно, тенденции века сего — превращать Рождество Христово в праздник распродаж, подарков и сплошного джингл белса, мы оправдывать не станем. Однако, обличая «загнивающий Запад», вспомним, что мы всё-таки христиане, и от дальних обратим взор ближе, ещё, ещё ближе — на самих себя, готовясь бросить камень, только если сами без греха, если вот эти мирские подарочные радости нам самим абсолютно чужды… Подобная болезненная заноза в нашем безукоризненно православном сознании, ложка дёгтя в бочке нашего ежегодного постного предрождественского подвига — Новый год.

Увещевая с амвона прихожан блюстись от новогодних «скаканий и плясаний», измозолил язык не один батюшка. И стыдливое напряжение (как бы случайно не вырвалось в кругу братьев и сестёр под Новый год: «С наступающим!») хорошо знакомо, наверное, всем нам, современным новообращённым. Однако нам, советским (да-да, пока ещё советским) людям, не так-то просто вытравить из памяти («О память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!» — помните слова поэта?) образ Деда Мороза (которого, помню, один воцерковлённый малыш, ученик воскресной школы, назвал «специальным Божьим зимним Ангелом»), полночный бой курантов, тепло семейного круга, в котором под звон бокалов с неизменным шампанским, советским символом всего праздничного, раздаются искренние пожелания нового счастья… Не только, нет, не только всероссийская пьянка (увы, что есть, то есть), телевизор и салат оливье — в новогоднем празднике до сих пор, со времён господствующего атеизма, когда Новый год был одной из отдушин в календаре, в котором «красное число» значило совсем не то, что в православном (как быстро мы это забыли!..), осталось ощущение сказки и чуда, ощущение чего-то доброго и неподдельного, что бывает только от Бога, а не от лукавого. Да, всё это, конечно, не духовное, а душевное (за недолгие годы своего воцерковления мы научились оперировать подобными классификациями, вычитанными у Святых Отцов, но увы, далеко не всегда выстраданными, проверенными собственной жизнью). Но душевное — почва, в которую должно лечь зерно духовное, зерно Христово. Если этой почвы нет — во что ляжет зерно? Одна из наших бед в том, что, ринувшись покорять духовные высоты христианства, мы во многом не были просто людьми… Вспоминается мудрое наставление, которое один архиерей давал взыскующим монашеского пострига: «Ты стяжаешь облик ангельский — смотри же, не утрать облика человеческого».

Знаю, знаю, что среди читающих эти строки может обрестись немало ригористов, которые тут же обвинят пишущего во всех смертных грехах и сберут на его главу угли неугасающие: он призывает ослабить пост и праздновать языческий Новый год!.. Нет, вовсе не призываю. Рождество Христово, к встрече которого мы готовимся постом, остаётся для нас в эти дни главным чаемым событием. Однако я пытаюсь представить Святителя Николая Чудотворца, праздник которого при дверях Рождества, на месте этих суровых людей, представить его — вырывающим из рук у детей новогодние подарки, топчущим ногой елочные игрушки, изрекающим анафему поднявшим бокалы с шампанским… Нет, простите, этого я представить не могу.

Священник Сергий Круглов, Москва (по материалам сайта «Татьянин день», taday.ru)

предыдущая    следующая