Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

КОНЦЕРТ ДЛЯ ОКЕАНА С ОРКЕСТРОМ

Имя Николая Андреевича Римского-Корсакова — одного из крупнейших русских композиторов второй половины XIX столетия — широко известно во всем мире.
Удивительный мастер оркестра, автор 15 опер, виртуозных симфонических произведений, великий сказочник был непревзойдённым мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии — то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это неудивительно. С самого раннего детства Ника (так звали его родные) был покорён морем, даже ещё не видя его.
Н.А. Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 г. в городе Тихвине. И не впечатления тихого провинциального городка, находившегося вдали от моря, пробудили увлечение будущего композитора водной стихией.
Дело в том, что брат Ники Воин Андреевич, старше его на 22 года, был моряком и в годы детства будущего автора «Садко» не раз совершал дальние плавания. В своих письмах к семье он подробно рассказывал о путешествиях, о море. И ребёнок рос под впечатлением рассказов брата. А научившись читать, одну за другой проглатывал книги о морских путешествиях. В двенадцатилетнем возрасте Нику определили в Морской корпус. Все практические занятия на кораблях проводились в пределах Балтики. И Ника всё сильней привязывался к морю. По окончании Морского корпуса юный гардемарин Римский-Корсаков совершил трёхгодичное плавание (это было время Гражданской войны в США, и во время плавания эскадра Лисовского выполняла секретные поручения русского правительства, связанные с помощью северянам).
Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. В письмах к родителям теперь он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками.
Симфоническая картина «Садко» о приключениях новгородского купца, попавшего после кораблекрушения в подводное царство, легла впоследствии в основу оперы того же названия. От тихого, спокойного моря в начале плавания композитор доводит музыку до разбушевавшегося океана. Под воздействием игры Садко на гуслях Морской царь пускается в пляс. Пляска становится всё более неистовой, на дно моря падают корабли, гибнут люди… И только когда Садко догадывается, что надо прекратить этот дикий танец, и обрывает струны, наступает тишина и море успокаивается.
Незабываемые морские картины рисует композитор и в симфонической поэме «Шахерезада». Но более всего я люблю разнообразие и красоту морских эпизодов в опере «Сказка о царе Салтане».
Возможно, что моё восприятие пристрастно. Ведь эта опера Римского-Корсакова была первым музыкально-сценическим представлением, с которым я познакомилась в детстве на спектакле Мариинского театра. И с тех пор из всего оперного наследия композитора именно «Салтан» остаётся моей самой любимой оперой Римского-Корсакова. Не «Царская невеста», даже не «Сказание о невидимом граде Китеже», не «Золотой петушок» — оперы очень любимые, — но именно «Салтан».
Композитор несколько холодноватый, сдержанный в проявлении своих чувств, Римский-Корсаков, как мне кажется, наиболее полно раскрывался, изображая водную стихию. Эмоциональная скованность Николая Андреевича проявилась, скорее всего, ещё в детстве. Поздний ребёнок немолодых родителей, лишённый в детстве общества сверстников, он рос в какой-то степени «маленьким старичком» — послушным, разумным, педантично аккуратным, но эмоционально зажатым.
Присущее композитору душевное тепло раскрывалось и в его проникновенных романсах, где вся гамма человеческих чувств звучит наиболее сильно. Приблизиться к сложной замкнутой натуре Римского-Корсакова мне удалось благодаря работе над летописью его жизни и творчества.
Многие годы Николай Андреевич работал в Петербургской консерватории, создав там свою композиторскую школу. Среди его учеников — Глазунов, Лядов, Прокофьев, Стравинский, а также М. Штейнберг — учитель Шостаковича.
Безкорыстный художник, не только увлечённый своим творчеством, но и всей душой преданный музыкальной культуре, он не жалел времени и сил на завершение произведений рано ушедших из жизни своих друзей и товарищей по Могучей кучке — Мусоргского и Бородина. Не будь Римского-Корсакова, мы, возможно, никогда бы не узнали ни оперы Бородина «Князь Игорь», ни народной музыкальной драмы «Хованщина» Мусоргского. И даже завершённый автором «Борис Годунов» получил всемирное признание после редактуры Римского-Корсакова. Для современников Мусоргского новаторство композитора, своеобразие его музыкального языка казались неграмотностью. В редакции Римского-Корсокова язык cглаживался, и музыка становилась понятной. Сейчас некоторые склонны критиковать редактора за «приглаживание» самобытной музыки гениального новатора, и в наше время подлинная партитура «Бориса Годунова» исполняется во многих театрах и производит сильное впечатление. Но мы не можем не быть благодарны Римскому-Корсакову за то, что он сделал, обезпечив славу любимой опере своего покойного друга.
«Майская ночь» создавалась в 1878 году. Опера писалась быстро: за месяц был создан целый акт. «Майская ночь» заполнена мелодией — полнокровной, идущей от сердца, способной обобщённо выразить и чувство героя, и сценическую ситуацию, и динамику действия. «Майская ночь» была закончена, но Римскому-Корсакову не хотелось уходить из мира сказок, где доброе всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует. Он попросил у знаменитого драматурга Островского разрешения использовать пьесу для оперы, сам составил либретто, которое драматург одобрил.
«Снегурочка» увидела свет рампы в начале 1882 года. Островский, для которого сценическая жизнь «Снегурочки» была неотделима от музыки Чайковского, сказал: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо-страстной героини сказки».
Творческая и личная судьба Римского-Корсакова сложилась удачно. Но и его не миновала тяжёлая десница цензуры. Именно это обстоятельство послужило причиной преждевременной смерти Николая Андреевича. Работая над летописью жизни и творчества композитора, я обнаружила секретную переписку главы Цензурного комитета с московским генерал-губернатором об опере «Золотой петушок». Её постановка готовилась в Москве в 1908 году. Эта переписка показала, что решение запретить оперу Римского-Корсакова было принято сразу, как только зашёл разговор о её сценическом воплощении. Но композитора долгие месяцы водили за нос, обещая разрешить постановку «Петушка», требовали изменений некоторых слов. Николая Андреевича и особенно его либреттиста непрерывно вызывали в цензуру для срочного изменения тех или иных слов либретто (включая пушкинский текст!). Либреттист послушно выполнял требуемое, согласовывал с композитором, но появлялись новые требования, и это длилось безконечно. Римский-Корсаков нервничал, обострилась болезнь сердца.
В июне 1908 года композитор наконец получил официальное извещение, что постановка «Золотого петушка» запрещена.
Запрет «Золотого петушка» потряс Римского-Корсакова настолько, что у него произошёл инфаркт, и после повторения сердечных приступов композитор скончался 21 июня (8 июля) 1908 года.
С уходом Римского-Корсакова завершилась блестящая эпоха русской классической музыки XIX века, который принято называть золотым.
Александра ОРЛОВА

предыдущая    следующая