Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126, 1). Эти библейские строки всегда вспоминаются, когда порушенные и обезчещенные святыни спустя годы предстают перед нами во всём их великолепии: со взметнувшейся в иссиня-синие майские небеса колокольней и, как в пригороде Рязани Солотче, с рядком голосистых, готовых к освящению колоколов.
Прихожанкой этого храма вот уже 15 лет является скульптор, заслуженный художник России Раиса Лысенина. Раиса Алексеевна известна далеко за пределами России. Она создаёт свой собственный мир, мир в скульптуре — иногда загадочный, иногда абстрактный, но всегда многозначный и многоликий. С годами творчество Раисы Лысениной становится всё теснее связано с Православием. Первой была работа «Вербное воскресенье», затем — скульптурный портрет прп. Серафима Саровского. А нынешним маем у Казанского храма, что в получасе езды от Рязани, был открыт памятник Святителю и Чудотворцу Николаю.
Памятник Николаю Чудотворцу явился на рязанской земле не случайно.
Одному глубоко почитающему Николу Угодника рязанцу Святитель не раз являлся во сне… А во время одной из поездок в Турцию он увидел памятник этому святому в городе Миры (ныне Демры), где святой служил и был первоначально похоронен. Каково же было удивление русского паломника, когда в 2004 году на высоком постаменте он увидел вместо Святителя Николая пластмассовую раскрашенную фигуру… Санта-Клауса!
Это событие подвигло почитателя Николы Угодника восстановить справедливость и установить памятник, подобный утраченному, на рязанской земле. Осенью прошлого года фотографию памятника он показал скульптору Раисе Лысениной. По благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла начались работы над проектом.
Раиса Алексеевна говорит:
— Большинство моих сюжетов рождаются помимо моей воли. Это и отличает художника от ремесленника. Это дар Божий. Рождение произведения — тайна, которую нельзя объяснить. Ты используешь только свои руки и свои знания, а всё остальное приходит от Господа. Я облекаю образы в плоть камня, дерева или бронзы. Если душа болит, страдает, то я выражаю своё состояние так, а если я счастлива — выражаю по-иному…
— Приступая к памятнику Святителю, какие ощущения вы испытывали?
— Прежде всего я сама глубоко почитаю Святителя Николая. Удивительно, что моя мама, которая тоже любила Угодника Божия, отошла ко Господу на Николу Зимнего — 19 декабря. Так что моя работа над памятником это, можно сказать, моё последнее «прости», сказанное маме. Ведь дети всегда что-то недодают родителям. Она была простой швеёй, и ей трудно было понять моё творчество, тем более, что в те годы оно было нереалистическое… После её смерти осталась маленькая бумажка — «Молитва родителей за своих детей». Эта бумажка была истёрта до праха…
…Уже зимой скульптор трудилась над памятником. Скульптура была отлита в сотрудничестве с фирмой «Рослит», а редкий камень для постамента — дымковский гранит — привезён из Карелии. Из него мастера рязанской фирмы «Сварог» ювелирно вырезали сложнейшие профили.
От турецкого памятника в работе Раисы Лысениной осталось только композиционное решение: святой стоит на земном шаре. Интересно, что земной шар турецкого памятника был деревянным, покрытым пластиком. Более того — он… вращался. Раисе Алексеевне удалось убедить заказчика полностью выполнить памятник в бронзе, что для скульптуры не только более грамотно, но и более красиво.
И сама бронзовая фигура Николы у Раисы Лысениной тоже отличается от турецкой, и установлена она на постаменте, по сторонам которого вмонтированы фрески с изображением чудес, сотворённых святым. Одно из них — чудо об избавлении трёх девиц от безчестия. Житие Святителя Николая повествует, что святой трижды по ночам приходил к отцу этих девиц и приносил мешочки с золотыми монетами, дабы избавить девушек от безчестия и даровать им приданое. Клеймо это Раиса Алексеевна считает знаковым. Именно с этого чуда пошла наша традиция дарить друг другу подарки на Рождество и Новый год.
Никола Рязанский — памятник среднего размера: 6 м вместе с постаментом; высота самой скульптуры — 2 м 10 см, диаметр земного шара — 1 м 86 см.
Во время работы над памятником Раиса Алексеевна познакомилась с членами благотворительного фонда Святителя Николая в Москве. Именно им принадлежит идея установить скульптурные изображения всенародного помощника и покровителя Николы по четырём рубежам земли русской. Десятиметровые монументы работы московского скульптора Сергея Исакова уже установлены в Анадыре на Чукотке, в городе Балтийске Калининградской области, в Майкопе (республика Адыгея). В ближайшее время Фонд планирует установить памятник Святителю в Омске.
Никола Благословляющий… Покровитель мореплавателей, путешественников и всех страждущих столь органично смотрится в центре Солотчи, будто всегда находился тут.
«Надеюсь, что Святитель Николай принесёт нашей земле благостроение, — поделилась своей мечтой Раиса Алексеевна. — Я молюсь о том, чтобы это место было благословлено, любимо и не забыто народом; чтобы люди приходили сюда не просто как просители земных благ, а как искренние благодетели, желающие по мере сил поддерживать здесь порядок и благолепие».
Татьяна ВЕСЁЛКИНА, Рязанская область